Проблема воспитания интересует немало родителей еще задолго до появления детей. Когда ребенку исполнилось 3-4 года, многие родители начинают задаваться проблемой о том, как привить и развить в ребенке уверенность в себе.
Содержание:
Как вырастить уверенного в себе ребенка
Содержание
На этот вопрос нет безотносительно правильного ответа, ведь не бывает одинаковых людей, характеров и личностей. Одно остаётся неизменным – это родительская влюбленность. Прежде всего, самим родителям необходимо быть уверенными в силах и возможностях своего ребенка. Модель воспитания будет хватать истоки из примера семьи, в которой родился человек, из воспоминаний о собственном детстве. Малыш должен чувствовать попечение и поддержку со стороны взрослых, и, тогда вероятность низкой самооценки существенно снизится. Каждый родитель выбирает конфигурации воспитания, исходя из своих ощущений правильности и необходимости.
Подходы воспитания правильной самооценки детей
Все мамы и папы желали бы научить ребенка быть уверенным, чтобы он чувствовал себя комфортно в общении со сверстниками и взрослыми, и, в итоге, нашел свое пункт в жизни. Однако жизнь подкидывает определенные трудности, с которыми приходится встречаться на любом этапе взросления.
Дошкольный годы – наиболее благоприятный период чтобы воспитать в ребенке такие качества личности, как стойкость характера и уверенность.
Дитя не рождается с чувством уверенности в себе. Этому его должны научить родители. Задача родителей – научить ребенка преодолевать житейские трудности. Именно родители своим общением и доверительными взаимоотношениями в семье подают ребенку неоценимый пример становления уверенного в себе человека, умеющего справляться с любыми житейскими трудностями.
Существует множество рекомендаций для взрослых, которые помогают развивать у детей уверенность в себе, причём формирование собственных качеств девочек и мальчиков отличаются на различных этапах их развития.
Мальчики | Девочки |
---|---|
Легче решают новые задачи, сложнее типические. | Объём кратковременной памяти больше чем у мальчиков в 6-7 лет. |
Реагируют на оценку своей деятельности адекватно. | Не воспринимают похвалу, как мотивацию к дальнейшим поступкам. Для них это итог деятельности, конец цикла. |
В условиях дефицита времени быстрее находят правильные решения. | Важней для девочек не оценка, а её эмоциональное оформление. |
Аналитическое мышление, легковесно усваивают сложные сюжеты рассказов. | Гораздо лучше решают стереотипные задания, чем новые. |
Эффективней усваивают информацию о поступке. Развит пассивный глагольный словарь. | Схватывают полученную информацию быстрее, но сложнее соотносят с имеющейся. |
В дошкольном году, на протяжении всех этапов взросления ребенка эти жизненные трудности могут проявляться в таких моментах как:
1. Боязни оставаться одному в горнице, нежелании спать без мамы.
Большую роль здесь играет привычка совместного сна. Она берет начало еще в грудничковом году, когда маме не очень хочется вставать ночью, чтобы успокоить или покормить малыша. Лучшим решением тут является положить ребёночка рядом с собой в кровать. Но со временем совместный сон необходимо заменить на самостоятельный, так как чем дальше оттягивается это решение, тем сложнее будет всё исправить в последствии. По суждению психологов, дети должны спать отдельно в своей кроватке если не с рождения, то с максимально раннего возраста. Формирование собственного “я”, отдельного от родителей, складывается как раз-таки из таких, представлялось бы, небольших моментов! Сон без мамы формирует самостоятельность в ребенке, индивидуальность, уверенность в своих силах.
2. Неумении ребенка находить контакт со своими сверстниками, нежелание проигрывать и признавать себя побежденным.
Этот проблема касается почти всех детей. Для каждого становится неприятной неожиданностью победа другого ребенка. Некоторые ребята справляются с ней легко, спокойно, а для некоторых это настоящая трагедия. Родители обязательно должны подготавливать своих деток к таким моментам в жития. Для любой мамы её малыш самый лучший, умный, красивый ребенок в мире! Для того, чтобы ребенок не был разочарован, ему с раннего года необходимо объяснять, что не всегда будет победителем именно он! Если вы хвалите ребенка, то необходимо уточнять, за что конкретно похвалили.
Так, “Ты такой аккуратный! Покушал, и совсем не испачкался!” или “Ты моя умница! Одела сама, без моей помощи кофточку!”. Основное хвалить не личность ребенка, а действие, которое он выполняет. Это способствует формированию правильной, не завышенной самооценки.
3. Фанатичной опеке и контроле родителями своего ребенка.
Родители, бабки должны предоставлять ребенку условия, в которых он мог бы проявлять самостоятельность. Все понимают, что, попав в коллектив детского сада или школы, дитя оказывается в социуме и должен функционировать как личностная единица, отдельно от любящей мамы или бабушки. Для того, чтобы малыш ощущал себя уверенно, и не было повода для формирования заниженной самооценки, взрослым необходимо развивать самостоятельность в ребенке с раннего года.
4. Нежелании родителей давать ребенку возможность самостоятельно принимать какие-либо решения.
Каждый ребенок моделирует грядущую взрослую жизнь на своих детских поступках. Очень важно позволять ему участвовать в каком-либо выборе. Пусть это будет не подлинно серьёзный момент, может быть спланированный специально для ребенка. Малыш уже тогда начнёт на подсознательном уровне ощущать значимость и ответственность за свои поступки.
5. Сравнении родителями своего ребенка с каким-либо более успешным ребенком.
Подчас любой родитель когда-либо говорил своему ребенку: “Вот дочка моей подруги уже читает и пишет, а тебя ничего не интересует”. Разумеется, кажется, что такие слова мотивируют ребенка к более упорной деятельности, но на психику малыша они откладывают совершенно иной отпечаток. У детей еще не так развито чувство соперничества, как у взрослых. Для них такие слова разовьют лишь неуверенность в себе и нежелание влечься к чему-то новому. Известный факт: ребенка можно сравнивать лишь с его собственными достижениями, не привлекая третьих лиц. Тем немало, не вспоминать себя в этом возрасте.
Все это и многое другое способствует развитию неуверенности ребенка.
Важные условия формирования уверенной в себе личности
Есть множество рекомендаций для взрослых, которые способствуют повышению уверенности в себе у детей.
- Не допустить порочный круг. В первую очередность начните с себя. У неуверенных в себе родителей не может быть уверенных в себе детей.
- Не формировать у ребенка негативное касательство к себе выражениями, типа: «Горе ты мое, луковое», «Не ребенок, а 33 несчастья!» и т.д.
- Формировать навыки самообслуживания и самостоятельности. Чем немало самостоятелен ребенок, тем более уверен он в своих силах.
- Развивать творческие способности ребенка. Помочь определиться с тем обликом деятельности, который больше всего нравится. Это поможет малышу поднять свою самооценку.
- Видеть в своем ребенке личность, достойную почтения. Принимать ребенка таким, каким он есть, не сравнивая его ни с кем.
- Поддерживать и хвалить ребенка в его начинаниях. Ребенок должен видать эту поддержку и заинтересованность в его деятельности.
Проблема уверенности в себе — основа гармоничного развития личности ребенка, причём формирование личностных качеств девочек и мальчишек отличаются на различных этапах их развития.
Развитие уверенности у девочек
Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является нужда воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.
- Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, прекрасная, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее обожают, ценят и придает ей уверенности в себе;
- Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери значительнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются мерить одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
- С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как организованы взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее предлогом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
- Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У любого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны поддержать родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих мочах, так как укрепляются черты характера;
- В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего года необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче управиться со сложившейся ситуацией.
Развития уверенности у мальчиков
В развитии уверенности в себе у мальчиков очень важна роль папу семейства, который должен воспитать в сыне настоящего мужчину, не боящегося трудностей, умеющего исполнять любую мужскую труд, знающего такие понятия как совесть, честь. Умеющего дружить и любить, с уважением относиться к женщине.
Когда старшие относятся к своим детям с любовью, то дети уверены, что их любят. И, наоборот, если взрослые обращаются с ними нехорошо, унижают, высмеивают, оскорбляют, то и дети чувствуют себя плохими. Они будут озлобленными, затравленными и неуверенными в себе. А это недопустимо. Необходимо помнить, что самооценка ребенка, т.е. осознание своих совершенств и недостатков зависит от отношения родителей к своим детям. В формировании уверенности в себе мальчика родителям нужно поддержать развить следующие качества:
- Независимость. Здесь подразумевается не материальная или физическая сторона, а возможность принимать решения и самостоятельно мыслить. Самостоятельность – синоним уверенного поведения, такое качество помогает быстро налаживать контакты, решать поставлены вопросы. Взрослым мальчишка становится после того, как он способен принимать решения и отвечать за поступки.
- Способность к правильному анализу. Умение мастерить логический вывод, анализировать других и себя, оценивать ситуацию правильно, видеть различие между добром и худом, соизмерять свои возможности.
- Умение сочувствовать. Создание нормальных контактов в социуме, проявление этической стороны личности ребенка также оказывает воздействие на уверенность в собственных силах.
Как понять, что ребенок не уверен в себе
На это могут указать косвенные признаки, такие как:
- малыш не глядит в глаза при разговоре;
- сутулится;
- раздражителен в общении с другими людьми, недоверчив;
- имеет фобии и ряд страхов;
- рисует и строчит очень мелко, сильно надавливая на карандаш;
- не может познакомиться первым, стеснителен;
- испытывает страх перед почином новых дел;
- не имеет своего мнения;
- часто сердится при посторонних людях.
Что делать, чтобы помочь ребенку
Повергнем некоторые упражнения, которые будут способствовать развитию решительности детей 5-7, 8-9 лет.
- Движения с музыкой. Многие ребята не любят танцевать, потому что считают, что не умеют, стесняются, не уверены в своих силах и думают, что будут выглядеть забавно. Достаточно организовать небольшой танец, выучить с ребенком простые движения и малыш будет чувствовать себя немало комфортно.
- Занятия творчеством. Для развития решительности прекрасно подходят ролевые игры. Организуйте театральное представление с дитятей. Пусть сначала это будет театр теней, затем скромный пальчиковый театр, театр за ширмой, а потом можно перебежать к костюмированному театру, где героем будет сам ребенок.
- Игра в слова. Предложите ребенку поиграть в слова на разные литеры алфавита. Но это будет не обычная игра! Слова должны обозначать положительные качества ребенка. Начните с себя: “Т” – работящая, терпеливая…а какой ваш ребенок? Организовывать такую игру можно как в старшем дошкольном, так и в школьном возрасте.
В старшем году, 10-11 годах, с детьми можно использовать психологические тренинги, чтобы поднять самооценку. Дети более восприимчивы к словам и хватают из них больший смысл. Способны к анализу своих действий.
Все проблемы самооценки ребенка идут из детства, если вовремя выявить, предупредить и избрать правильный путь формирования личностных качеств детей, можно избежать множества вторичных проблем, вытекающих из недопонимания и поддержать ребенку стать уверенным и иметь друзей.