Любой родитель хочет, чтобы ребёнок рос умным и развитым, обладал навыками, которыми должны владеть дети того же года. Одно из главных умений – это счёт. А как научить сына или дочку считать до десяти? Расскажем в этой статье.
Содержание
Содержание:
Когда приступить обучение?
Специалисты полагают, что лучший возраст, в котором стоит начать осваивать счёт, – это примерно 3 года. Трёхлетка деятельно познаёт мир и интересуется свойствами окружающих предметов. Он уже осознаёт суть понятий «мало» и «много», экспериментирует с фактурами, манипулирует предметами и вовлекает их в действия.
Но не нужно ждать от трёхлетнего малыша быстрых и значительных результатов. Во-первых, главным видом деятельности в таком году остаётся игра, так что вряд ли ребёнок захочет осваивать математику в формате стандартных занятий. Во-вторых, все дети различные. И если один любознательный и способный малыш уже в 1,5 года интересуется не только детскими увлечениями и схватывает всё «на лету», то иной даже в 3-4 года не может концентрировать внимание на чём-то одном и запоминать много новой информации.
Как понять, что ребёнок уже готов к обучению
Начать формирование математических умений и навыков значительно своевременно: не слишком рано, но и не поздно. Но как понять, что уже пора? Проследите за ребёнком. Для начала попробуйте освоить с ним понятия «одинешенек/одна», «мало», «много». Указывайте на конкретные предметы, например, на мягкие игрушки, машинки или кубики.
Дома, на гуляниях, в гостях предлагайте дочке или сыну анализировать окружающий мир. Например, спрашивайте, сколько машин ребёнок видит: одну, две, немало, мало. Предлагайте считать деревья, ступеньки, птиц, кошек. Если малыш запоминает новую информацию, а также деятельно включается в процесс освоения, значит, старт обучения счёту в этом возрасте наверняка будет успешным и продуктивным.
Основные этапы освоения счёта
Прежде чем приступить процесс обучения, выясните его главные этапы. Всего их 5:
- В 2-3 года малыш способен осознавать различия между понятиями немного, один/одна, много.
- В 4 года ребёнок сможет посчитать 5-10 конкретных осязаемых и понятных предметов, но не абстрактных. Это реальные предметы, которые малыш видит и трогает, например, игрушки, фрукты, камушки или кубики.
- В 5 лет девочка или мальчик уже способны неплохо считать до 10, делая это самостоятельно и без помощи взрослого: по собственной инициативе или же по чьей-то просьбе.
- В 6 лет ребёнок может находить уже до 20-30. Также в этом возрасте можно начать освоение написания разных цифр. Шестилетняя девочка или мальчишка могут не только запоминать, как цифровые символы выглядят, но и писать их самостоятельно, пусть неидеально. Также на данном этапе необходимо знакомить ребёнка с понятиями равенства и меньше/больше. Например, чадо должно уравнивать группы предметов, перемещая элементы между ними. Также дочка или сын могут определять, где предметов больше, а где меньше (но не на глаз, а посредством счёта).
- К 7 годам, то есть к началу периода посещения школы ребёнок может вольно считать до 100, а также готов осуществлять сложение и вычитание небольших чисел в пределах 10.
Приёмы обучения счёту
Как приступить учить ребёнка считать до 10? Есть несколько приёмов, которые лучше использовать на старте процесса обучения:
- Персты. Они всегда доступны и на виду, так что это – проверенный способ. Для начала можно ознакомить малыша с названием каждого из пальчиков. После можно переходить непосредственно к счёту, но в пределах одной руки. Когда малыш будет хорошо считать пять перстов, можно подключать и вторую ручку.
- Предметы. После пальцев можно переходить к предметам. Одних пальчиков для полноценного освоения счёта недостаточно, ведь малыш может приступить ассоциировать цифры с элементами своей ладошки, что создаст трудности при дальнейшем обучении. В качестве арифметических материалов можно использовать кубики, пупсов или кукол, мячики, машинки, ребяческую посуду, разные фрукты, конфеты, камни или ракушки.
- Счёты. Некоторые такое приспособление считают устаревшим, но оно может весьма пригодиться в обучении счёту, ведь отдельные элементы всегда на виду и рядом, а ещё их удобно передвигать по прутикам для удобства счёта.
- Палочки или карточки. Но желательно использовать обучающие материалы одного краски, чтобы разные оттенки не отвлекали ребёнка от главного – счёта. Рекомендуется выбрать яркую, но не слишком броскую гамму, так, зелёную, синюю, жёлтую, красную, оранжевую. Такие цвета привлекают внимание, помогают сосредотачиваться и не отвлекаться на иные окружающие предметы.
- Развивающие видеоролики, познавательные мультфильмы. Сегодня таких материалов очень много, в том числе с излюбленными детскими героями. Просмотр мультика с обучением счёту наверняка будет приятным и полезным. Ролик должен быть качественным, притягивающим внимание и не слишком длинным – не больше 10-15 минут. В течение более долгого времени малыш просто не сможет удерживать внимание.
- Авторские методики. Так, известный во всём мире педагог Мария Монтессори рекомендовала использовать самый наглядный и жизненный пример – денежки. Сначала можно брать обычные монеты и считать их штучно, а уже потом осваивать номиналы, складывать их, разменивать, имитировать ситуации покупок в лавках. Ещё одна методика разработана Гленом Доманом, и он предлагал в качестве обучающего материала использовать карточки с точками, число которых соответствует разным числам. Такой формат более привычен для детей: они не мыслят абстрактно, а связывают и ассоциируют счёт с конкретными объектами. Автор предлагал показывать ребёнку по 5 изображений трижды в день. На следующий день нужно убирать первые две карточки, добавляя две новоиспеченных. Всего в системе 100 картинок с количеством точек (кружков) от 1 до 100.
- Игры. Их много, поэтому вы найдёте вариант, подходящий для конкретного дитя. Разные игры рассмотрены ниже.
Обучение в процессе игр
Самый лучший способ обучения ребёнка – игра. Предлагаем игровые дела для освоения счёта:
- Кубики. Их можно не только пересчитывать, но и использовать для построения башенок, линий или фигур.
- Конструктор «Лего». Малышу лучше предложить вариант с крупными и ослепительными деталями: они более безопасны и просты в восприятии.
- Игра в магазин. Можно использовать игровой набор с детскими монетками или же подручные объекты и материалы, например, вырезанные из картона кружочки или квадратики. Пусть ребёнок придёт в имитированный магазин и попросит что-то. А вы наименуйте цену – количество монеток или купюр от 1 до 10.
- «Ячейки». Смастерите ячейки из коробки и картонных полос или же возьмите готовый аксессуар, так, органайзер для носков или контейнер для яиц. Просите малыша укладывать небольшие предметы в ячейки и считать их. Потом можно убирать элементы и вести счёт опять.
- «Дай мне». Просите малыша давать разное количество предметов.
Правила
Напоследок дадим родителям рекомендации, которые помогут научить дитя считать эффективно и спокойно:
- Считайте вместе с дочкой или сыном всё, что видите вокруг: птиц, преодолеваемые ступени, шаги.
- Пуще называйте числа в обычных повседневных ситуациях. Сообщайте, на какой этаж поднимаетесь, сколько йогуртов купили в лавке, сколько кошек или птиц увидели по пути домой.
- Поддерживайте интерес. Завлекайте, используйте разные методы, коротаете занятия непринуждённо и задорно.
- Чаще повторяйте уже пройденные материалы, чтобы малыш не забывал их.
- На первых этапах обучения используйте стишки-считалочки. Они неплохо запоминаются и помогают осваивать числа.
- Можно записать ребёнка на развивающие занятия. Профессиональный педагог наверняка сможет отыскать подход к каждому конкретному ребёнку, привлечь его внимание и подобрать подходящую методику обучения.
- Если ребёнок посещает ребяческий сад, узнайте у воспитательницы, какие занятия проводятся, какие из них интересны сыну или дочке.
Планируете осваивать с малышом счёт до 10? Методы, правила и рекомендации из этой статьи наверняка помогут вам начать и успешно продолжить обучение. Терпения и успехов вам и вашим детям!
Что почитать
Как развивать своего малыша? Ниже вы найдете здоровые советы: