Как отучить ребенка кусаться в 2-3 года в садике: советы и что делать

516

Родители махоньких детей сталкиваются с разными проблемами, и одна из них – укусы окружающих людей, особенно сверстников. Часто малыши в году 2-3 лет кусаются в детском саду, порой держа в страхе практически всю группу, воспитателей и родителей покусанных мальчиков и девочек. А как отвадить чадо от такой привычки? Выясните причины и тщательно продумайте тактику поведения.

Содержание

Выясняем причины

Отчего же ребёнок в 2 года или 3 кусается? В таком возрасте укусы осознанные, ведь малыш уже понимает, что происходит вокруг, как на его поступки реагируют другие люди. Он активно взаимодействует с обществом и проверяет реакцию на свои поступки. А ещё детки 2-3 лет преодолевают натуральный скачок развития, многому учатся, впитывают всё в себя, словно губки. Все эти факторы могут провоцировать изменения в поведении, общении, реагировании на внешние раздражители. Ниже рассмотрены все вероятные причины, по которым дети кусаются в детском саду.

Прорезывание зубов

Немногие мамы и папы знают, что процесс прорезывания зубов у деток течёт вплоть до трёхлетнего возраста. И как раз в 3 года или раньше могут пробивать себе путь через дёсны вторые нательные и верхние моляры – самые крупные зубы в челюсти. Прорезывание может доставлять сильный дискомфорт, травмировать десенные материалы.

Как и груднички, более взрослые малыши тоже могут непроизвольно помогать себе устранять неприятные ощущения – скрести дёсны. И если в полгода кроха будет для этих целей использовать специальный прорезыватель для зубов или игрушки, то трёхлетка может «пускать в ход» своих сверстников.

Неблагоприятная обстановка в семейству

Неблагоприятная обстановка в семье у ребенка

Порой к негативным изменениям в поведении малыша приводит неблагоприятная обстановка в семье. Рассмотрим несколько вариантов:

  • Дробные скандалы, выяснения отношений, ссоры между отцом и матерью. Видя всё это, малыш может подумать, что агрессия, раздражительность, вопли или даже применение физической силы – это норма.
  • Агрессия родителей по отношению к ребёнку. Укусы других станут некой защитной реакцией.
  • Дефицит родительского внимания. Когда на малыша не обращают внимания, он ощущает себя одиноким. Кусая других, он понимает, что за эти поступки его ругают, то есть проявляют интерес к его личности.
  • Чрезмерная суетня дома. Если с ребёнком проживает большое количество других людей (бабушки и дедушки, сёстры и братья, прочие родственники), то он отнят личного пространства, порой необходимой тишины, возможности оставаться наедине с собой и «переваривать» полученную за день информацию. Из-за физиологического или эмоционального перенапряжения ребёнок может выражать усталость или недовольство, кусая окружающих.

Переходный возрастной период

Переходный возрастной период у ребенка

Переходный года – это не только подростковый период. На самом деле по мере роста и взросления ребёнок сталкивается с несколькими кризисами, и одинешенек из них приходится как раз на промежуток между 2 и 3 годами. В это время малыш переходит из младенчества в детство, начинает постепенно отделяться от мамы, осознавать свою обособленность, независимость. Он изучает возможности, прощупывает грани дозволенного, анализирует личное пространство, проверяет реакции на те или иные свои поступки. И подобный кризисный период может проявляться по-разному, в том числе в виде укусов.

Смена обстановки

Когда малыш начинает посещать садик, он сталкивается с острой сменой обстановки. Привычная домашняя атмосфера вдруг заменяется чужими стенами, многочисленными детьми, странными дамами (воспитателями, нянями). Всё это – огромный стресс для маленького человека с несформированной психикой. И справляться с такой стрессовой ситуацией чадо может различными способами, в том числе попытками кусать всех вокруг.

Неврологические или психические отклонения

Укусы могут быть одним из проявлений неврологического заболевания или психического отклонения. И желая выявить такие патологии в столь раннем возрасте крайне трудно, стоит насторожиться, если есть и иные признаки, например, погружение в ступор, неадекватные реакции на обычные вещи, галлюцинации.

Эмоциональное состояние

Если дитя пережил эмоциональное потрясение, его психика будет сильно страдать из-за этого. Малыш может стать как сомкнутым и закрытым от всех, так и, напротив, гиперактивным, агрессивным, неуправляемым. Первые попытки кусать окружающих могут начаться, так, после потери близкого человека или любимого питомца, после увиденных страшных событий, болезни, аварии, травмы.

Способ обороты эмоций

Способ выражения эмоций у малыша

В 2-3 года детки очень эмоциональны, но далеко не все знают и понимают, как именно выражать свои эмоции. И вместо жестов, мимики и слов малыши нередко используют другие способы, порой неожиданные. Одни катаются по полу или бегают, другие громко кричат, третьи крушат всё кругом, а четвёртые кусаются.

Взаимодействие с окружающим миром

В детском саду в одной группе собирается порядка 15-20 человек, причём махоньких, несмышленых и порой не привыкших к социуму. Тут они начинают учиться общаться, распределять роли в коллективе, делить окружающих на нехороших и хороших, осознавать себя в обществе.

Укусы могут быть, во-первых, способом отстаивать свои права. Если малыша стукнули или лишили любимой игрушки, он вряд ли будет решать такие проблемы словами. Чадо прибегнет к доступному методу – физиологическому воздействию, которое может иметь формат укусов. Во-вторых, кусая, малыш может завоёвывать авторитет или обосновывать лидерские позиции. В-третьих, таким способом ребёнок может просто защищаться от тех, кто ему неприятен. В-четвёртых, если малыш не обучен элементарным правилам общения, он может разрешить, что укусы – это проявление любви и симпатии.

Подражание

Дети в 2-3 года склонны повторять всё как за взрослыми людьми, так и за своими сверстниками. И если кто-то из группы детского сада вдруг укусил кого-то, то малыши, сильно подверженные чужому воздействию, могут начать повторять поведение «кусачего», делать так же. И даже один активный «кусака» может буквально «заразить» подобный привычкой большую часть детского коллектива.

Особенности характера и темперамента

Особенности характера и темперамента у ребёнка

Кусать других склонны гиперактивные ребята, которые не могут контролировать свои эмоции и энергию, не способны концентрировать внимание, отличаются неусидчивостью и вспыльчивостью. Также обыкновение может проявляться у чрезмерно эмоциональных малышей.

Особенности воспитания

Иногда в «кусачести» ребёнка виноваты родители. И кушать два случая. Первый – вседозволенность. Если мама и папа выбрали в качестве тактики воспитания полное отсутствие запрещений, то неудивительно, что дочка или сын ощутит свободу, всесилие. Чадо будет понимать, что за укусы его не ругают, поэтому можно продолжать поступать так и дальней. И воспитатель точно не сможет запретить данные действия, ведь из-за вседозволенности ребёнок не принимает авторитет взрослых.

Другой случай противоположен и предполагает чрезмерную родительскую строгость. Если отец и мать запрещают чаду буквально всё, содержат его в «ежовых рукавицах», чрезмерно опекают и наказывают за детские шалости, то, во-первых, ребёнок находится в смятении, во-вторых, он протестует, в-третьих, оказываясь в ребяческом саду, осознаёт отсутствие родителей и возможность нарушать их запреты.

Как быть

Что делать, если в 2-3 года ребёнок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, кусается? Значительно понимать, что далеко не всегда укусы – это прихоть малыша. Иногда такая привычка – следствие ошибок родителей, атмосферы дома, нехорошего окружения или даже отклонений в развитии. И чтобы эффективно помогать чаду меняться в лучшую сторону и избавляться от нездоровой привычки, важно выяснить причину поведения.

Как быть если ребенок кусается

Вспомните, когда именно малыш начал кусаться, что могло этому поспособствовать. Понаблюдайте за дитятей: в каких ситуациях у него возникает желание укусить, что он чувствует в эти моменты и после них, как ведёт себя, испытывает ли сомнения, удовлетворение, ужас или иные эмоции.

Не следует кричать на ребёнка, наказывать за укусы. Это не только не подействует, но и может возыметь обратный эффект – принудить кусаться ещё больше и сильнее в знак протеста. Не следует говорить, что вы не любите такого «кусаку». Малыш должен соображать, что плохой не он сам, а лишь его привычка. Не пытайтесь кусать в ответ и применять силу. Действовать нужно планомерно, аккуратно и комплексно.

Изучите рекомендации психолога, которые помогут отучить малыша кусаться:

  1. Проанализируйте и улучшите обстановку в семье, если это требуется. Родители не должны выяснять взаимоотношения на глазах у детей. Нельзя направлять агрессию ни на супруга, ни на ребёнка.
  2. Тщательно продумайте тактику воспитания, найдите золотую половину. В 2-3 года малыш уже должен понимать слово «нет», обозначающее запрет. Пытайтесь объяснять чаду, почему кусаться невозможно. Расскажите, что это больно, негигиенично и некрасиво.
  3. Если ребёнок только начал посещать садик, поддерживайте его, помогайте адаптироваться и безболезненно привыкать к новоиспеченной обстановке. Обычно первое время детки остаются в группе на два часа, потом на полдня. Не стремитесь ускорить этап привыкания. Если крохе пока некомфортно в детском коллективе, не оставляйте его в саду надолго. Каждый день повествуйте, что в группе хорошо, что мама непременно придёт вечером и заберёт своего любимого сына или дочку.
  4. Обучайте дитя другим способам выражения эмоций, не подавляйте их. Если у малыша есть достаточный словарный запас, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он ощущает. Просите рассказывать об эмоциях и ощущениях, проговаривайте их вместе. Демонстрируйте участие, говорите, что вы понимаете чувства. А если чадо мощно злится, предложите ему переключиться на что-то приятное, например, на рассматривание ярких картинок, игру, танцы.
  5. Чтобы обучить малыша правилам поведения в садике, можно практиковать ролевые игры дома в покойной обстановке. Разыграйте сценку, в которой ваш ребёнок – это он сам, а вы – другой детсадовец. Проиграйте все возможные ситуации, в которых сын или дочь может хватить сверстника. И при малейшей попытке вонзиться зубами в тело остановите ребёнка и предложите другой вариант развития событий. Так, если кроха начинов кусаться в ответ на отбирание игрушки, то расскажите ему, что он может взять другую более интересную вещь или попробовать предложить совместную игру тому, кто забрал понравившуюся машинку или куклу.
  6. Если вы и малыш видаете, что другой ребёнок кусает кого-то, расскажите, как это плохо и невежливо. Малыш должен понять, что укусы – это не норма, а нехороший поступок.
  7. Уделяйте время и внимание своему чаду: вместе гуляйте, общайтесь, обсуждайте что-то, играйте, занимайтесь хобби, мастерите поделки, выполняйте домашние обязанности, чаще говорите о любви, хвалите за хорошие поступки. Малыш должен ощущать себя излюбленным, нужным и важным.
  8. Гиперактивному ребёнку нужно непременно давать выплёскивать энергию и эмоции. В течение дня больше прогуливайтесь и играйте, позволяйте безобидные шалости.
  9. Поговорите с воспитательницей, расскажите об особенностях ребёнка и о возможных причинах укусов. Вы можете предложить сотруднице ребяческого сада действующие на вашего сына или дочь методы влияния или же спросить совета. Работница с высшим педагогическим образованием поможет выявить и разрешить проблему, найти подход к конкретному малышу и помочь ему справиться с вредной привычкой.
  10. Наладьте режим дня и создайте подходящую обстановку дома. Будите и укладывайте спать малыша в одно время, не допускайте переутомлений, ограничивайте просмотр мультфильмов и в таком году лучше не предлагайте гаджеты.
  11. Чаще бывайте на детских площадках, в игровых комнатах. Это поможет проанализировать и лучше разузнать поведение малыша, ведь в детском саду это невозможно.

Когда не обойтись без помощи специалиста

Помощь детского психолога или даже невролога необходима, если:

  • никакие методы решения проблемы не работают;
  • укусами сын или дочь пытается добиваться всего;
  • ребёнок кусает всех;
  • возникают приступы неконтролируемой агрессии по касательству к людям, животным;
  • укусы участились и стали сильнее;
  • реакция на запреты и замечания отсутствует;
  • малыш пережил мощный стресс или психологическую травму;
  • кроха не в силах концентрироваться, сосредотачиваться, выполнять просьбы;
  • нарушился сон;
  • повысился мышечный тонус.
[embedded content]

Отвадить малыша кусаться можно. И эта полезная статья поможет найти причину и решить проблему.

Что почитать

Советы, какие помогут в воспитании малыша:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here