Как научить ребенка 5-10 лет самостоятельности: советы для родителей

628

Самостоятельность – весьма важное качество, без которого просто невозможно выжить в современной жизни. Каждый родитель хочет воспитать своего дитя самостоятельным. Но далеко не все знают суть понятия. Немногие понимают, как развивать качество с детских лет. Из статьи вы узнаете, как научить самостоятельности сына или дочку.

Содержание

Самостоятельность: суть и основные составляющие

Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые природные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие немало обширное, и оно включает несколько составляющих:

  • Инициативность. Это способность действовать не по чьим-то указаниям, а по собственной инициативе. Ребёнок должен осознавать нужда участия в событиях или делах, не дожидаться просьб или принуждения.
  • Уверенность в себе. Это не только самооценка, но и способность оценивать свои возможности и мочи адекватно. Самостоятельный и осознанно мыслящий ребёнок не будет пытаться осуществить невозможное, например, передвинуть тяжёлый диван.
  • Ответственность. Эта составляющая крайне значительна, и она охватывает несколько аспектов: понимание последствий собственных действий, способность исправлять ошибки, готовность исполнять долги и выполнять данные обещания. Сюда же можно включить и понимание того, что результаты (достижение целей, успехи) зависят от самого дитя, а не от окружающих людей или обстоятельств.
  • Способность принимать решения, причём не спонтанно, а обдуманно, анализируя ситуации и продумывая их вероятные исходы.
  • Умение ставить реальные цели и достигать их, пусть постепенно и поэтапно.
  • Способность действовать сознательно при популярных требованиях или определённых условиях. Пример: мама или папа дал задание и установил временные ограничения. Ребёнок должен не лишь выполнять просьбу, но и понимать, что медлить и лениться не стоит.
  • Самоконтроль, самостоятельная оценка результатов деятельности. Ребёнок, мастеря дело, не должен отвлекаться или переключаться на что-то другое. Также он может проверить себя и исправить ошибки, какие были допущены.
  • Способность использовать алгоритмы – переносить хорошо знакомые последовательности действий на новые обстоятельства.

Такие качества кушать даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как собственно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.

Основные этапы формирования ребяческой самостоятельности

Удивительно, но самостоятельность – это не только качество и свойство личности, но и инстинкт, который заложен самой природой, но спрашивает участия со стороны старших поколений. Вспомним животный мир: детёныш почти любого зверя рождается беспомощным, порой обездвиженным и даже слепым. Потом он открывает глаза, оценивает обстановку вокруг себя, сам учится передвигаться. Но при этом мама и папа демонстрируют ему, как защищаться, промышлять воду и пищу, как действовать при опасности.

Этапы формирования детской самостоятельности

Если учитывать тот факт, что самостоятельность является инстинктом, то можно сделать вывод: она будет формироваться в любом случае, если этому не помешают старшие. И её развитие включает несколько возрастных периодов.

1,5-3 года

В этом возрасте ребёнок осваивает основные навыки самообслуживания: обучается пить и принимать пищу, раздеваться и одеваться, соблюдать гигиену, пользоваться горшком. Он становится любопытным, познаёт мир. На этом этапе главными задачами родителей становятся поддержка во всех стремлениях, предоставление свободы действий, а также обучение элементарным правилам безопасности.

3-5 лет

Это этап «я сам», в который чадо осознаёт свою независимость от мамы и папы. На данном этапе возрастает потребность в самостоятельности, потому ребёнок часто спорит со старшими и делает всё наперекор, прощупывает грани дозволенного, доказывает свою мнимую правоту.

Уже к пяти годам сын или дочь может помогать поддерживать быт, стряпать простую еду, ухаживать за домашним питомцем. И именно в таком возрасте формируется тот сценарий, по которому будет выстраиваться дальнейшая существование: принятие решений, взаимодействие с людьми и миром.

На этом этапе дети очень подвержены эмоциональным потрясениям. А родители должны усердствовать минимизировать психологические травмы, но при этом способствовать формированию жизненного фундамента.

6-12 лет

В этом возрасте дети начинают посещать школу. Ученик должен отвечать за предметы и не забывать их в учебном заведении, планировать время, выполнять домашние задания, собирать портфель. И если в 1-2 классе школьнику деятельно помогают родители, то к 10-12 годам он уже вполне способен:

  • делать уроки сам;
  • проявлять уважение к взрослым;
  • выполнять собственные долги по дому: разбираться в шкафу, выносить мусор, следить за домашним животным;
  • следить за гигиеной и чистотой вещей: купаться без напоминаний, вовремя относить грязные и несвежие предметы одежды в стирку.

Подростковый период

После 12 лет начинает формироваться личностная самостоятельность. На этом этапе дитя нуждается в свободе действий и принятия решений. И если до данного периода родители адекватно реагировали на проявления самостоятельности и поддерживали их, то проблем не возникнет. Подросток сможет хватать на себя ответственность, решать возникающие проблемы, проявлять инициативу.

[embedded content]

Но очень часто в пубертатный этап возникают конфликты между детьми и их родителями. Раньше считалось, что такие сложности обусловливались острой необходимостью сепарации (филиалы) младшего поколения от старшего для начала собственной семейной жизни. Но сегодня такой потребности нет, и дети продолжают существовать с отцами и матерями минимум до совершеннолетия, а иногда и дольше.

Как быть родителям? Принимать взросление детей и понимать, что подросткам тоже доводится нелегко, ведь часто они просто не понимают, что с ними происходит, как адекватно реагировать на разные события, как вести себя в тех или других непростых ситуациях. Важно не давить, не ограничивать во всём, поддерживать и всегда быть готовыми прийти на помощь.

Отчего чадо растёт несамостоятельным: главные ошибки родителей

Почему чадо растёт несамостоятельным:

Почти всегда в несамостоятельности ребёнка виноваты его родители. Они допускают вытекающие ошибки:

  1. Спешка, нехватка времени. Очень часто родители пресекают попытки самостоятельности из-за дефицита преходящих ресурсов. Банальный пример: малыш пытается одеваться в сад, но мама опаздывает на работу, поэтому одевает чадо сама, чтобы сборы миновали быстрее. А можно просто вставать раньше.
  2. Тотальный контроль. Многие папы и мамы постоянно контролируют поведение и поступки ребёнка, причём часто из-за собственной лени или стремления к комфорту. Пример: малыш пытается убраться в горнице, но делает это не так, как привыкли родители. И мама или папа, чтобы не переделывать всё и как можно проще добиться желаемого результата, не направляют чадо, не советуют ему мягко и не предоставляют ему независимость действий, а просто дают указания. В итоге сын или дочь вырастает исполнителем, не способным к самостоятельности.
  3. Гиперопека – больное стремление родителей защитить чадо от угроз, от итого окружающего мира. Чтобы не подвергать ребёнка опасности и уберечь его, некоторые мамы и папы берут на себя его долги, мешают познавать мир (ведь это так опасно!), выбирают еду, одежду и даже друзей. В итоге чадо вырастает совсем не приспособленным к жизни, не умеющим брать ответственность и принимать собственные решения.
  4. Завышенные ожидания. Иногда родители ожидают от своего дитя быстрых или идеальных результатов. Но ведь сын или дочка только учится, поэтому задержки, отступления от намеченной цели и промахи неизбежны. А порой путь к результату делится на этапы. И если не хвалить ребёнка за такие промежуточные достижения, он попросту лишится мотивации и стимула, не будет ни к чему стремиться.
  5. Отстранённость. Есть и родители, которые просто отстраняются, отходят в сторонку и пускают всё на самотёк, считая, что ребёнок и сам познает азы. Это сравнимо с тем, как не умеющего плавать человека бросают в озеро, где он барахтается и пытается придерживаться на воде. Да, вероятно, он не утонет. Но может не только не научиться плавать правильно, но и получить страх на всю жизнь. Развитие самостоятельности спрашивает поддержки, постоянного внимания, стимулирования и похвалы.
  6. Непринятие взросления. Да, для родителей их дочь или сын всегда будет ребёнком. Но значительно понимать, что чадо взрослеет и всё меньше нуждается во вмешательствах со стороны мамы или папы.

Как прививать самостоятельность

Как прививать самостоятельность

Ребёнок сможет развиваться гармонично и исподволь становиться самостоятельным, если его родители будут следовать несложным советам:

  • Начните с режима дня. Он не только дисциплинирует, но и упражняет ответственность. Сначала напоминайте чаду о времени и действиях. Потом ребёнок всё запомнит и научится сам планировать свой день.
  • Установите обязанности, которые ребёнок должен самостоятельно выполнять. Это может быть забота о питомце, вынос мусора, мытьё посуды, подметание пустотела.
  • Хвалите за достижения, даже небольшие, промежуточные. Это позволит малышу понять, что его ценят, что его старания не напрасны, что есть стимул мастерить что-то вновь.
  • Интересуйтесь мнением чада, учитывайте его потребности и желания. Ребёнок должен ощущать себя значительным, нужным и значимым.
  • Давайте возможность самостоятельно выбирать: одежду, хобби, еду, обязанности, аксессуары для дома и так далее. Дитя должен учиться делать собственный выбор.
  • Помогайте, когда чадо просит. Важно не делать всё за него, а собственно помогать: подсказывать, поддерживать, направлять в нужное русло.
  • Советуйтесь. Можно спрашивать, что лучше приготовить на ужин, как одеться, что приобрести.
  • Предоставляйте свободное время – не менее 1-2 часов в сутки. В этот период ребёнок может заниматься тем, чем хочет.
  • Сложные задачи разбивайте на небольшие. Так, если предстоит генеральная уборка, можно поделить её на этапы: раскладывание вещей по местам, обработка ковров пылесосом, мытьё полов, протирание пыли, чистка сантехники.
  • Демонстрируйте пример: не уходите от решения проблем, ищите выходы из сложных ситуаций, не показывайте свою несостоятельность или беспомощность.
  • Предлагайте новоиспеченные интересные задачи, вдохновляйте на достижения. Это поможет не бояться трудностей и неизвестных ситуаций, учиться адаптироваться к новым условиям.
  • Отчетливо формулируйте цели и обозначайте желаемые результаты. Ребёнок должен понимать, что и ради чего он делает.
  • Неудачи – это нормально! Не стоит сообщать им большое значение, ведь любая ошибка – это опыт и повод попробовать снова. Да, можно мягко сказать, что малыш сделал что-то не так, даже дать рекомендация. Но не ругайте, не напоминайте об оплошности.
  • Поддерживайте. Ребёнок должен знать, что он не один, а если что-то не получится, ему помогут и не осудят.
  • Все запрещения объясняйте. Нужно говорить не просто «Нельзя!», а «Не нужно делать этого, потому что…».
  • Проявляйте внимание. Интересуйтесь делами, планами и думами, всегда внимательно выслушивайте чадо. Так вы поймёте, чего ребёнок хочет, боится, опасается или не приемлет. И это поможет вовремя выявлять проблемы и двигаться в нужном направлении.

Игры для самостоятельности

Игры для самостоятельности

Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:

  1. «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, сервировать импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
  2. «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери избрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
  3. «Скоро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра обучает оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.

Чего делать не нужно

Напоследок расскажем, как делать не необходимо:

  • Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или свыкнуться к бездумной исполнительности.
  • Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой конфигурации, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
  • Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
  • Переделывать что-то. Если дитя выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем мастерить это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
  • Заставлять мастерить то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
  • Наказывать, ругать за ошибки. Да, итоги не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то мастерить самостоятельно.
  • Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности отведать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
  • Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге постиг, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего поступки или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
  • Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама мастерит это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
  • Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности необходимы. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.
[embedded content]

Развитие самостоятельности у дитя – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил. Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь значительное качество и подготовится к взрослой жизни.

Что почитать

Другие полезные статьи по воспитанию и развитию деток:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here