Ребенок в 2 года не говорит: что делать и надо ли паниковать?

387

В году двух лет речь ребенка постепенно развивается. Активный словарь наполнен существительными, глаголами, местоимениями, предлогами и говорами. Малыш не всегда грамотно и правильно выбирает связки слов и окончания, но пытается оперировать всевозможными фразами и модулями. Но что мастерить, если ребенок в этом возрасте совсем не разговаривает?

Нормы речевого развития

Содержание

Ориентировочно, в словаре двухлетки насчитывается 100-300 слов. Всё пуще встречаются обобщенные слова, такие как обувь, посуда, фрукты, игрушки и реже слова-подражания (му-му, би-би). Разумеется, ребёнок может путать понятия внутри обобщенных групп, называя босоножки – тапками или ботинками, а свитер – майкой или блузой. Но по мере расширения словаря слова займут свои места. Малышу сложно произносить длинные, насыщенные тяжелыми звуками конструкции, так как речевой аппарат к этому недостаточно готов.

В этом возрасте речь может быть не удобопонятна, но с каждым месяцем в процессе практики она совершенствуется, наполняется большим смыслом. Ребенок произносит предложения, состоящие из двух и немало слов, заменяя некоторые мимикой и жестами. Речь эмоциональна, ярко окрашена. Понять малыша уже гораздо несложнее не только родителям, но и другим людям. Также пополняется новым запасом и пассивный словарь (внутренний словарный резерв ребенка, состоящий из тех слов, которые он понимает.) Ближе к трём годам речь наполнена активным словотворчеством, выстраиванием новоиспеченных слов из существующих. Меняется осознание собственного “я”, и выражения “Аня сама пойдёт” меняются на “Я пойду сама”. Звуковое наполнение терпит изменения в течение третьего года жития.

Примерное распределение речевых способностей приведено в таблице.

Возраст Речевые способности
2 года 2 месяца Малыш пользуется прилагательными, местоимениями, предлогами
2 года 3 месяца Составление трёхсложных предложений
2 года 4 месяца Появление немало 5 распространенных предложений
2.5 года – 2.9г. Увеличение словарного запаса, сложность трудно артикулируемых звуков сохраняется (свистящие, шипящие, сонорные группы)
2,9 -3 года Деятельный словарь до 1000 слов

Развитие речи у девочек происходит более спешно, чем у мальчиков. По статистике, девочки ранее начинают строить предложения, уходить от слов-подражаний. Исследователи зарубежных стран установили закономерность более раннего речевого развития собственно у девочек. Как известно, в 2 года активный словарь у женского пола значительно превышает мужской. И, как следствие, речевой эксперимент делает своё дело. Легче строить предложения, выбирать слова. Даже произношение слов и определенных звуков девочкам даётся легче.

Двухгодичные молчуны

Случается, что дети, перешагнув рубеж в 24 месяца, так и не начинают радовать своих близких потешными беседами. Остаются лишь звукоподражания, обрывки слов, либо «мычание», мимика и жесты. В чём причина и являются ли данные обстоятельства патологией? Ведь все ребята абсолютно разные в своём развитии. Всё же существующие нормы не целесообразно игнорировать.

Если в семье возникла такая проблема, родители должны выявить вино, так как два года наиболее сенситивный период для формирования и становления познавательных способностей малыша. Возможно, ребёнок развивается по индивидуальному маршруту, и вскоре нагонит сверстников. Но причины задержки речевого развития могут быть разными, а время для принятия будет упущено.

Ребенок не разговаривает в два годика

Вытекает понять, что имеют ввиду родители под понятием «ребёнок не разговаривает»:

  • совсем не произносит ничего;
  • говорит невнятно, не выговаривая определённых звуков;
  • говорит меньше, чем хотелось бы родителям (либо в сравнении родителей с собой в детстве или с предыдущими детьми в этой семейству);
  • произносит малоразличимые звуки, не похожие на слова;
  • не способен соединять слова в предложениях;
  • не говорит, но может показать на объект, понимая о чём речь;
  • не разговаривает совсем, не воспринимает собеседника, не находит коммуникации.

В каждом индивидуальном случае коррекционная деятельность будет строиться по-разному. Вероятно, она совершенно неуместна, но первоисточник проблем необходимо обязательно выяснить. Существует множество факторов, влияющих на развитие выговоры ребенка.

Рассмотрим два варианта.

Ребенок не говорит, но всё понимает

Здесь имеет место расстройство экспрессивной речи. Разболтанная в современном мире проблема: «Всё понимает, но говорить не хочет». Сравнивая со сверстниками своего ребенка, родители невольно соображают, что-то не так, но начинают искать выход из ситуации ближе к трём годам. Возможно, у ребенка присутствует дизартрия (проблема артикуляционного аппарата), в последствии которой малыш не накапливает словарный запас. Может быть, имеет место быть какая-либо психологическая подоплёка. Значительно отметить другие признаки:

  • сохранность слуха и интеллекта;
  • психофизиологическое развитие соответствует норме;
  • в наличии общение мимикой и жестами, адекватное эмоциональное проявление;
  • нет примет расстройств аутистического спектра, проявления которых можно заметить уже с 2 лет.

Малыш в 2 года не разговаривает, но понимает

Не разговаривает и не понимает обращенную речь

Одновременное расстройство импрессивной и экспрессивной выговоры. Такая проблема гораздо сложнее предыдущей. Необходимо обратиться к специалистам и провести дифференциальную диагностику с различными нарушениями: дефекты вести, нарушения интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой. В случае, если не выявлено посторонних, сопутствующих речевым, патологий имеет пункт сенсомоторная алалия. Такой диагноз может поставить лишь невролог, имея на это соответствующие основания. И коррекционная труд будет строится под тщательным контролем логопеда-дефектолога. Проблема требует незамедлительной коррекции, так как со временем речь малыша не будет меняться, ему необходима логопедическая поддержка.

Факторы, влияющие на формирование речи и что делать

Экзогенные (внешние) факторы

Проблемы, не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка.

  1. Речевая атмосфера в семейству. Дефицит общения может привести к тому, что у малыша не возникнет предрасположенности к подражанию. Если родители практически не разговаривают с дитятей, ссылаясь на занятость или усталость, ему просто будет не у кого учиться говорить. Поэтому с первых дней жизни необходимо уделять пора общению с крохой.
  2. Особенный психотип ребенка. Малыш знакомится с миром, наблюдает за ним, формирует пассивный словарный резерв и осмысливает увиденное.
  3. Искажение речи взрослыми, подражая ребенку. Родители, сами того не понимая, могут всерьез навредить правильному восприятию речи крохи, искажая слова, излишне применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  4. Педагогическая запущенность. Ситуация, присущая неблагополучным семьям, в которых ребенку не уделяется должного внимания. При этом часто случаются конфликты, травмирующие ребяческую психику, драки, ругань.
  5. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей о своём чаде, при которой у ребенка нет никакой мотивации к самостоятельной деятельности, в том числе и выговоры. Крохе незачем проявлять речевую активность, близкие и так с полуслова понимают и выполняют его желания, договаривают фразы, заканчивают предложения.
  6. Психологические травмы. Они могут быть связаны с ранней разлукой с мамой, в следствие различных факторов.

Что делать, чтобы ребенок заговорил в 2 года

Эндогенные (внутренние) факторы

К ним относятся физиологические особенности организма ребенка, влияющие на речевое формирование.

  1. Проблемы внутриутробного развития (гипоксия беременных, токсикозы, родовые травмы, инфекционные заболевания маме) так или иначе могут сказаться на речевых центрах коры головного мозга малютки и впоследствии повлиять на становление выговоры.
  2. Нарушение физического слуха. Понижение слухового восприятия влечет за собой недоразвитие речи детей. Бывает, что дитя реагирует на многие звуки окружающего мира, а частота человеческой речи для него малодоступна.
  3. Органические поражения речевых зон коры головного мозга вследствие родовой травмы или отклонений пренатального периода вызывают полное отсутствие или частичное недоразвитие речи (алалия). Гораздо чаще встречается у мальчишек. В этом случае проявления выглядят различно. В зависимости от локализации поражения. У детей такое осложнение может проявляться либо в целом отказе от вербального общения, либо в непонимании, что от него хотят взрослые.
  4. Недостаточность созревания центральной нервной системы, тормозящее речевое развитие (недоношенные детки).
  5. Дефекты артикуляционного аппарата: подвижность стиля, подъязычной связки, тонус мышц губ, лица (помогут в этом вопросе такие специалисты, как логопед и невролог).

Немало сложные по структуре патологии, носящие стойкий характер, также могут быть причиной задержки речевого развития:

  1. Интеллектуальные нарушения, представленные первичным дефектом, а нарушение выговоры, как вторичное проявление.
  2. Расстройства аутистического спектра. При данной аномалии развития, как и во всех других дефектах, речь не является один-единственным признаком, указывающим на эту проблему. Поэтому ни в коем случае не стоит примерять всё на своего ребенка.

Что может быть тревожным сигналом для родителей?

Как было произнесено ранее, все дети развиваются по индивидуальному сценарию. Но некоторые процессы в развитии позволяют отследить намечающуюся проблему и зачислить необходимые мер, так как речевое развитие оставляет след на умственном и познавательном. Если возникают вопросы, не лишним будет визит к профессиональному неврологу, специализирующемуся на речевой практике.

На что обращать внимание родителям, если малыш не говорит в 2 года

На что стоит обратить внимание:

  • припомнить, как развивалась речь малыша изначально. Прошла ли она все стадии: гуление, лепет, первые слова. Не прерывалось ли речевое развитие;
  • соображает ли ребенок обращенную к нему речь, реагирует ли на неё;
  • ребенок не выполняет простых просьб (подай, положи, принеси), не глядит на взрослого, не откликается на своё имя;
  • малыш не умеет просить, подходить к нужному предмету, громко кричит, устраивает истерику;
  • к двум годам у крохи совершенно мало слов, он мычит, не произносит привычных слов, а также плохо воспринимает речь окружающих;
  • либо, навыворот, повторяет сложные слова бессмысленно, бесцельно, не используя их в качестве общения или коммуникации;
  • неврологические проявления в комплексе с речевым недоразвитием, такие как: ходьба на носочках, тремор (дрожание) подбородка, рук, немощная моторика;
  • стереотипные (похожие) движения, не применяемые для игры – хождение по кругу, открывание или закрывание двери, выстраивание игрушек в ряд.

Эти симптомы могут воображать опасность, если встречаются в комплексе. В противном случае, паника неуместна.

Какие специалисты помогут?

Если у ребенка замечены подобные проявления, главное, не упустить сроки. Современная медицина и педагогика наполнена методами развития речи и устранения проблем. Необходимо минуть комплексное обследование. Сначала посетить педиатра, который поможет с направлениями к нужным специалистам:

  1. Отоларинголог (лор). Исключит дефекты органов вести, артикуляции. В случае выявления проблемы направит на дополнительные исследования, посоветует посетить сурдолога.
  2. Невролог. Поможет разобраться с проблемами развития нервозной системы ребенка, с отклонениями в психических процессах. Назначит комплекс всевозможных исследований, одни из них аудиограмма, эхограмму, энцефалограмма. Выпишет медикаментозные препараты, содействующие развитию мозговой деятельности.
  3. Логопед-дефектолог. Проверит возможные аномалии артикуляционного аппарата, уровень развития речи. Порекомендует родителям различные упражнения для язычка, а также тактику вызывания выговоры у деток.

Посещение врачей, если малыш не говорит в 2 годика

Специалисты помогут собрать общую картину формирования ребенка и разобраться, действительно ли присутствуют отклонения.

Как развивать речевые способности двухлеток

Даже если ребенку показаны дела с логопедом-дефектологом (порой дорогостоящие), в возрасте двух лет они краткосрочные по времени. Малыш занимается такой деятельностью 10-15 минут. Упражнения организуются лишь в виде игры и могут успешно выполняться родителями самостоятельно. Нужно помнить, что крохе потребуется повышенная активность от взрослых. Необходимо проговаривать любое своё действие, спрашивать, вызывать на разговор, отвечать на вопросы, мотивировать, проговаривать вместе слова.

Упражнения проводятся лишь при позитивных эмоциях, так как в этом случае будет результат. Для того чтобы закрепить навык, необходимы многократные повторения. В играх непременно использовать наглядный материал, яркие игрушки, картинки, заинтересующие внимание малыша. Также не лишним будет учитывать эксперимент познания окружающего мира ребенком, не произносить непонятных слов, и не строить длинных предложений. Сокращать слова, демонстрируя на предметы. Материал для игр подбирается по принципу от простого к сложному. Занятия должны включать в себя различные виды деятельности, устремлённые на развития определенных навыков.

Занятия с ребенком в 2 года, чтобы заговорил

За малейшие достижения крохи обнимайте, целуйте, проявляйте эмоции, так как ребенок даже в этом году уже способен устанавливать причинно-следственные связи. Если мама радуется, значит нужно «это повторить»! Малыш познаёт мир с поддержкой подражаний за взрослыми, и поэтому в игре следует максимально заинтересовать своего молчуна.

Выбираем игры

Главная задача взрослого – научить малыша подражанию. Основной принцип обучения – постепенность, неторопливость.

  • «Мастерим зарядку». Смысл игры в том, что взрослый придумывает упражнения, которые кроха бы повторил и выполнил вместе с ним: хлопки, скачки, шаги, взмахи руками, ногами. Сначала движения выполняются по отдельности, затем материал усложняется и добавляются попутные, так, хлопаем в ладоши и шагаем на месте.
  • Весёлая логоритмика. Это музыкальные игры для развития ритма и чувства музыки, а также использование несложных слов, обозначающих движения: «Хлоп-хлоп, топ-топ». Взрослый обязательно проговаривает все действия под музыку. Такие занятия подходяще сказываются на речевом и моторном развитии ребенка, позволяют быстро достичь положительного эффекта и эмоционального отклика, особенно, если выполняются совместно с любимой мамой.
  • «Игры с предметами». Например, купаем куклу Катю. Мама проговаривает каждое действие: «Подавай возьмём куколку, разденем её, а затем положим в ванночку. Нальём водички, тёпленькой, чтобы куколке было симпатично…» Максимально оречевляем процесс, а необходимые атрибуты для игры, такие как ванночка, вода, помогут сделать процесс увлекательным и захватывающим внимание ребенка. Ваш малыш обязательно начнёт подражать действиям, а впоследствии и пытаться проговаривать слова совместно с вами.
  • Игры потешки. Недаром ещё наши прабабушки знали всевозможные прибаутки, наполненные фольклорным творчеством. Такие присказки несложны для запоминания и повторения, наиболее понятны деткам своими незатейливыми ритмами. В развитии речи двухлетних детей используют собственно их. «Ладушки-ладушки», «Гули-гули» и многое другое.
  • Игры с мелкими предметами. Тренировка тонкой моторики, напрямую связанной с речевыми поясами коры головного мозга. Предложите крохе порвать вместе лист цветной бумаги на мелкие частички, а затем из них скопите какую-либо композицию, обязательно похвалив своего маленького помощника. Во время совместной деятельности проговаривайте каждое поступок, например, «кап-кап, дождик пошёл, фух-фух, снег полетел, шур-шур, ветер подул».
  • Можно соорудить пальчиковый бассейн из различного неопасного мелкого наполнителя, и под пристальным контролем «искупать» маленькие пальчики, проговаривая что происходит.
  • Приучайте кроху к совместному чтению ребяческих книжек. Для начала нужны книги без текста, с яркими крупными красочными картинками, наилучшим образом здесь помогают музыкальные книжки. Демонстрируя картинки, описываем нарисованное своими словами, обращаем внимание на детали, останавливаемся, рассматриваем, проговариваем. Затем можно использовать иллюстрированные книжки с небольшими стихотворными изложениями, написанными большими буквами для того, чтобы малыш привыкал, что книги можно декламировать и слушать.
  • «Звуки животных и предметов». Можно использовать игрушки-макеты животных, а можно картинный материал. «Кто это? Курочка! Как сообщает курочка? Ко-ко-ко». «Что это? Самолёт! Как гудит самолёт? У-у-у.» Такие упражнения значительно развивают артикуляцию ребенка, можно и подуть как ветерок «Ш-ш-ш», и позвенеть как комарик «С-с-с». Развитие получает не лишь артикуляционный аппарат, но и фонематический слух, отвечающий за различение речевых и неречевых звуков. Мы фокусируем внимание ребенка на том, что можно выговаривать отдельные звуки.
  • Развитие общей моторики. Координации движений тела. Помогут игры с мячом, большим и махоньким. Также способствуют положительной динамике игры на фитболе. Существует комплекс упражнений, направленных на формирование физических способностей малыша. А, как известно, психофизическое развитие работает в комплексе с психоречевым.

[embedded content]
Занимаясь с неговорящими детьми необходимо соображать, что должна быть правильно организована речевая среда и создана мотивация к совместной деятельности. Нужно быть готовым к тому, что всё выйдет не сразу, какое-то время займёт поиск контакта с малышом. В некоторых случаях совместная работа с неврологом поможет добиться позитивных результатов. Вероятно, два года для родителей неговорящего ребенка совершенно не повод для паники, но в любом случае совместная труд по развитию речи не будет лишней, а только поможет малышу сформировать правильное и своевременное представление об окружающем вселенной.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here