Развитие ребенка в 4 года: что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте

34

Года 4 года – самый интересный в дошкольном детстве. Малыш находится на этапе перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. Эти ребята активно стремятся к самостоятельности, начинают понимать и принимать этические нормы, проявлять творческие способности и наклонности, любознательность. Года от 4 до 5 лет называют «возрастом почемучек».

1. Физическое развитие

Содержание

У большинства детей прибавка в весе ежегодно составляет возле 2 кг, рост увеличивается на 5 – 8 см. При этом у разных детей показатели роста и веса могут значительно отличаться.

Таблица 1. Сравнительная таблица. Рост и вес детей в году 4 года

Мальчики Девочки
Рост (см)
низкий – 94,9 низкий – 94,1
средний – 103,3 средний – 102,7
высокий – 115,9 высокий – 115,7
Вес (кг)
низкий – 12,7 низкий – 12,3
посредственный – 16,3 средний – 16,1
высокий – 24,2 высокий – 25,2

1.1. Моторное развитие

К основным моторным навыкам относятся ходьба, бег, прыжки и другие движения. К 4-м годам малыш осваивает:

  • ходьбу на носочках, на пяточках, на внутренней и внешней сторонке стопы, приставные и широкие шаги, шаги с высоким подниманием колена; ходьбу по лестнице переменным и приставным шагом; ходьбу задницей наперед с поворотом головы;
  • уверенное удерживание равновесия тела при ходьбе по наклонной поверхности или бордюру и при выполнении стоически на одной ноге;
  • бег с различной скоростью, с изменением направления и темпа движения на ходу;
  • прыжки на одной или двух ногах, на пункте, вперед, в стороны, перепрыгивание препятствий, спрыгивание с небольшой высоты;
  • лазание по вертикальной лестнице, по «лиане», вис на перекладине на вышине чуть большей собственного роста.

1.2. Основные навыки самообслуживания

К 4-м годам ребенок должен уметь:

  • умываться и мыть длани;
  • чистить зубы;
  • принимать гигиенический душ;
  • полоскать рот;
  • использовать по назначению носовой платок;
  • расчесывать волосы;
  • во время зачисления пищи пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой;
  • расстегивать пуговицы и застежки;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно (платье, шорты, колготки);
  • обуваться и снимать обувь.

При этом малыш должен выполнять эти навыки по собственной инициативе.

2. Гендерные отличия в развитии детей – дошкольников

Гендерные различия в развитии детей – дошкольников

Различия в развитии мальчиков и девочек к четырем годам становятся наиболее заметными.

В сфере заинтересованностей девочек лежит человек, взаимоотношения между людьми, организация быта, красивые предметы обихода. Мальчики же усердствуют преобразовывать существующий порядок.

В отношении к вещам девочки быстрее начинают понимать их утилитарное значение. Мальчиков интересует конструкция каждого предмета, возможность использовать его не по прямому назначению. Как правило, многие мальчики не особенно бережливо относятся к предметам.

При включении в деятельность девочки делают это активно. Мальчики же подготавливаются. Девочки задают вопросы во время игры с жаждой пообщаться, а мальчики – чтобы получить необходимую им информацию. Девочки больше любят игры, связанные с опекой, жаждой помогать, с обучающей функцией. Любимые игры мальчишек – подвижные, без опоры на правила.

Конструирование. Девочки обычно работают по образцу в отличие от мальчишек, которые постоянно фантазируют, все преобразовывают и изобретают.

В речи девочки чаще используют существительные и прилагательные, а мальчишки – глаголы и междометия.

Изучая особенности мышления детей, исследователи отметили основное гендерное отличие в строении головного мозга. У девочек немало развито левое полушарие, отвечающее за становление устной и письменной речи. У мальчиков – правое, отвечающее за пространственно-временные понятия. Для развития девочек характерно преобладание наглядно – образного мышления, для мальчиков – абстрактного. Память девочек долговременна, тогда как у мальчишек превалирует кратковременная память.

3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.

Что должен знать и уметь четырехлетний малыш и чему его можно обучать в дальнейшем?

Развивающие занятия для детей в 4 года

3.1. В районы ознакомления с окружающим миром

Четырехлетний малыш должен знать и уметь следующее:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, собственный город;
  • ориентироваться в помещениях своего жилища;
  • рассматривать иллюстрированные детские книги;
  • определять диких и домашних звериных, некоторые деревья, предметы одежды, мебели, посуды.

Занятия по ознакомлению с окружающим помогают малышу развиваться. Это знакомство с изменениями в натуре, с работой транспорта, за трудом людей, экскурсии и другое. За всем, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. На сотни «отчего» надо найти исчерпывающие ответы.

Интересно проводить простейшие опыты. Например, опыт «Почему вода в ведерке застыла на морозе».

Начиная с 4-х лет, следует обучать группировать знакомые предметы по назначению (чашка, тарелка, блюдце – это посуда), т. е. мастерить обобщения.

3.2. В области элементарной математики

Малыш уже умеет:

  • сравнивать число предметов в группах в количестве до 3 на основе счёта, приложением, наложением;
  • группировать объекты по цвету, размеру и форме;
  • отличать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
  • понимать выражения: «вверху – внизу», «спереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под»;
  • отличать и называть день, ночь, утро и вечер, а также поры года и их признаки.

Поскольку понятия «один» и «много» уже сформированы, следует переходить к новым понятиям «по одному» и «ни одного», а также осваивать счет до 5.

Пора обучать малыша понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, используя предложения: «Я на любой листик положил ягодку. Листиков больше, а ягодок меньше» или «Листиков столько же, сколько ягодок».

Представления о размеру не должны сводиться только к понятиям «большой – маленький». Надо знакомить малыша с понятиями «широкий – узкий», «долгий – короткий», «высокий – низкий».

Новые геометрические формы, с которыми следует познакомить ребенка – это прямоугольник и треугольник. Надо научить их различать, именовать не обязательно.

3.3. В области развития речи

Четырехлетка может:

  • использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6 – 8 слов;
  • увязывать слова в роде, числе и падеже;
  • четко произносить все гласные звуки;
  • поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
  • коротко рассказывать о содержании сюжетной картинки с помощью вопросов и подсказок взрослого;
  • повторять описание знакомой игрушки;
  • куце пересказывать сюжет сказки;
  • заучивать короткое стихотворение.

Речь этих малышей удивительна и забавна. Четырехлетки способны без крышки выдумывать новые слова.

Занятия по развитию речи многообразны. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов. Убранству с известными сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробьишко» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начинать декламировать отрывки из «толстых» книг («Винни Пух и все-все-все» А. Милна). Не следует ограничиваться только чтением. Надо начинать осваивать пересказ. Вначале по вопросам, а потом и самостоятельно. При этом следует обращать внимание на грамматически правильное построение предложений.

Значительно расширяют горизонт беседы на различные темы, описание доступных пониманию ребенка картин известных художников.

4. Социализация

Социализация детей в 4 года

Постепенно усваивая этические нормы, четырехлетки усердствуют соблюдать правила поведения в обществе. При этом они должны уметь следующее:

  • оценивать поступки сверстников (хорошо – нехорошо);
  • понимать значение слов, обозначающих эмоции (радость, грусть);
  • брать на себя какую-либо роль в игре;
  • блюсти правила игры;
  • иметь представление о некоторых профессиях, изображая их представителя в сюжетно – ролевой игре.

5. Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность ребенка в 4 года

К четырем годам ребята освоили навык владения карандашом, фломастерами и кистью. Они умеют изображать форму предмета (круглая, квадратная), подбирать краска. Малыши могут изображать несколько предметов, объединенных единым сюжетом (неваляшки танцуют, заснеженные деревья в лесу). На изображенных объектах появляются детали. При этом формируется и понятие о композиции: что главное и второстепенное в рисунке.

В дальнейшем перед юным художником поднимутся новые задачи: научиться изображать фигуры в движении (птичка подняла крылья, лиса бежит за зайцем, Снегурочка пляшет).

Раскрашивая картинки, ребенок этого возраста должен не заходить за края контура рисунка.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Замысел рисунка может измениться в ходе созидательной деятельности малыша. Подчас фантазия юного живописца заходит так далеко, что лучше своевременно предложить завершить процесс и послать творение на вернисаж.

Любят дети заниматься аппликацией из готовых форм: «Украсим елочку шарами и флажками», «Посолим в банке огурцы», «Украсим кукле платье».

На занятиях лепкой малыши могут раскатывать шары и колбаски, связывать детали друг с другом, получая целостное изображение (снеговики, морковки). Они способны производить прищипывание и вытягивание деталей (ушки у котенка, нос у курочки), а также сглаживать вылепленные поверхности. Используется для лепки соленое тесто, глина, пластилин.

6. Конструирование

Конструирование с четырехлеткой

Четырехлетки способны самостоятельно замыслить и осуществить постройку из строительного материала, бумаги, природного материала. Следует начинать проводить занятия с безопасными ножницами по вырезанию фигурок, различных деталей для поделок.

7. Музыкальное творчество

Музыкальное творчество с детьми в 4 года

Четырехлетние малыши обыкновенно проявляют интерес к музыке, желание слушать и исполнять. Они узнают знакомые мелодии и называют их. При прослушивании музыки они могут установить, грустная она или веселая, громкая или тихая, быстрая или медленная.

Они с удовольствием поют детские песенки. С большим энтузиазмом пляшут под музыку или пение взрослого, выполняя движения по тексту песни. Очень любят отбивать ритм музыки на шумовых музыкальных инструментах: ксилофоне, тамбуре, маракасах.

ОЧЕНЬ ВАЖНО! Поскольку для дошкольников основной деятельностью является игровая, начиная занятие, нельзя сообщать малышу: «Давай позанимаемся»! Надо говорить: «Давай поиграем». Обучение происходит в процессе игры.
ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Если вы приметили, что малыш отстает в развитии от других детей – это серьезный повод обратиться к педиатру или детскому неврологу. Тянуть невозможно. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше вероятность, что малыш догонит своих сверстников.

8. Игры

Игры ребенка в 4 года

Игры дошколят подразделяются на:

  • сюжетно-ролевые;
  • дидактические;
  • маневренные;
  • театрализации.

В сюжетно-ролевых играх каждый берет на себя определенную социальную роль. Это игры на бытовые темы: «Семейство», «День рождения куклы», «Наша любимая сказка» и другие. Подражая взрослым, ребята копируют житье общества и обучаются этическим нормам. Дети могут заиграться. Продолжительность игры достигает 40 – 50 минут.

Дидактические игры развивают память, внимание, интеллект, аналитические способности. К дидактическим играм относятся различные сортировщики объектов по цвету, размеру и форме; пазлы, парные картинки, «Танграм», «Узнай, что в мешочке», «Кто что слышит», «Чего не хватает» и масса других. Выбирая дидактическую игру, следует обращать внимание, для какого возраста она рекомендована.

Подвижные игры развивают такие качества, как ловкость, смелость, быстрота реакции, умение следовать правилам. Для четырехлеток это игры «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и лиса», «У медведя во бору», ловишки, прятки и иные.

Театрализация – это обыгрывание сюжетов любимых сказок, мультфильмов. Они развивают творческие способности ребенка.

9. Режим дня

Режим дня ребенка в 4 года

Ребенок, достигший года 4 лет, имеет более сбалансированную нервную систему, чем младший дошкольник. Ему достаточно двух часов дневного сна.

Целый час можно отдать развивающим занятиям в утреннее время (2 занятия по 20 минут с перерывом). Не стоит уделять занятиям длительное пора, иначе мозг ребенка может переключиться на режим торможения, и малыш мало что усвоит из такого «урока». В течение дня вытекает совмещать сложные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и элементарной математике с занятиями творческой деятельностью. Это заявка связано с необходимостью не перенапрягать мозг ребенка.

7.30 пробуждение, гигиенические процедуры
8.00 утренняя зарядка
8.30 завтрак
9.00 развивающие дела
10.00 прогулка
11.15 свободные игры, подготовка к обеду
12.00 обед
12.30 подготовка к дневному сну
12.45 сон
14.45 просмотр мультфильмов, игры, общение с взрослыми
15.30 полдник
16.00 гулянье
18.30 игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме
19.00 ужин
19.30 общение с взрослыми, чтение книг, игры
20.30 водные процедуры, подготовка ко сну
21.00 ночной сон

10. Стол

Питание ребенка в 4 года

Режим питания остается четырехразовым.

I вариант: завтрак, обед, полдник, ужин.

II вариант: завтрак, второй завтрак, обед, ужин.

Первоначальный прием пищи – примерно через час после подъема. Последний – за час до отхода к ночному сну.

По-прежнему в рационе малышей первое пункт занимает молоко. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные продукты. Мясные бульоны готовятся на второй воде.

Всеобщий объем съедаемой пищи за сутки не должен превышать 1500 – 1800 г.

Таблица 2. Примерное меню на неделю для малыша в году 4 года с указанием массы порции в граммах

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник каша пшенная молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и влажном – 30/5/10.
салат из овощей – 50;
суп овощной – 200;
рыба отварная- 60;
картофельное пюре с зеленым горошком – 60/20;
компот – 150;
хлеб ржаной – 50.
молоко с кукурузными хлопьями – 150/30. рагу овощное – 200;
кефир -150;
хлеб пшеничный с творожком – 30/40;
ягоды (фрукты) – 100.
Вторник каша геркулесовая молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и влажном – 30/5/10.
щи мясные – 200;
тефтели мясные с подливой – 120/20;
салат из свеклы -50;
фрукты свежие – 100;
хлеб ржаной – 50.
морковь тертая со сметаной – 70/10;
кефир – 150;
булка с повидлом – 50/20.
голубцы (кабачки фаршированные) – 100;
молоко – 150;
булка с маслом и медом – 30/5/10.
Окружение сосиски детские – 50
тушеная капуста – 100;
напиток – 200;
булка с маслом и джемом – 30/5/10.
салат из свежих огурцов – 50; суп фасолевый (гороховый) на мясном бульоне – 200;
курица отварная – 60; каша гречневая – 60;
кисель клюквенный – 150;
хлеб ржаной – 50.
ватрушка (пирог) – 80;
молоко – 150.
запеканка картофельная с яйцом – 120;
кефир – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5; яблоко – 100.
Четверг каша «Товарищество» молочная – 200;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и сыром – 30/5/10.
суп молочный с лапшой – 200;
шницель рубленый – 70;
овощи тушеные – 80;
морс – 150;
хлеб ржаной – 50.
молоко – 150;
булочка – 50.
запеканка творожно-манная со сладкой подливой – 100/35;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5;
фрукты – 100.
Пятница омлет с травяным горошком – 12050;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом – 30/5.
салат из свежих овощей – 50;
рассольник на мясном бульоне – 200;
котлетка рыбная паровая – 70;
макароны – 80; сок фруктовый – 100;
хлеб ржаной – 50.
молоко – 150;
пирожок (булочка) – 50.
вареники ленивые со сметаной – 120/20;
чай с молоком – 200;
булка с маслом – 30/5;
мусс ягодный – 100.
Суббота яйцо – 1 шт.;
гречневая каша молочная – 150;
напиток – 200;
хлеб пшеничный с маслом и повидлом – 30/5/10.
салат из моркови и яблок – 50;
суп перловый на мясном бульоне – 200;
картофель, тушеный с мясом, – 150;
компот – 150;
хлеб ржаной – 50.
молоко – 150;
булочка – 50.
рисовые биточки с повидлом – 15040;
чай – 200;
хлеб пшеничный – 30;
яблоко печеное – 100.
Воскресенье каша кукурузная молочная – 200;
напиток – 200;
булка с маслом и влажном – 30/5/10.
цветная капуста отварная – 50;
борщ с мясом – 200;
рулет картофельный с мясом – 140;
свежие фрукты – 100;
хлеб ржаной – 50.
кефир – 200;
печенье – 30.
салат овощной – 50;
омлет – 120;
напиток – 200;
булка с маслом – 30/5.
[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here