Развитие ребенка в 3 года деятельно проявляется во всех сторонах его деятельности. Это и физические критерии, и психические, и умственные, и эмоциональные. В сравнении с предыдущими годами, трёхлетние ребята уже многое умеют, достигают определенных высот, становятся более самостоятельными. На пути множество препятствий, одним из каких становится «кризис трёхлетнего возраста». Что же это такое, и в чём он проявляется? В этом и других вопросах развития поможет разобраться наша статья.
Содержание:
Возрастные особенности
Содержание
Выделим вытекающие параметры, характеризующие детей данного возраста:
- Совершенствуются моторные (двигательные) способности малышей. Ребенок более легковесно управляет координацией собственного тела. Равномерен шаг, практически нет лишних попутных движений, без проблем меняется темп ходьбы. Малыши трёх лет уже способны завладеть управлением трёхколёсного велосипеда.
- Укрепляется статус нервной системы, повышается работоспособность, концентрация внимания, меняется порядок дня. Дети бодрствуют более длительное время и способны усваивать больше новой информации. В дошкольных образовательных учреждениях для дел трёхлетних детей отводится 10-15 минут.
- Малышу гораздо легче держать столовые принадлежности в руках, так как развивается тонкая моторика. Ребенок осваивает застегивание пуговиц, манипуляции с прищепками, другими предметами, рисование цветными карандашами, а также различные бытовые навыки.
- Речевая активность растет. С любым днём увеличивается словарный запас, и к возрасту трёх лет составляет более 1000 слов. Произношение звуков еще невнятное, но на линии к правильному. В речевом потоке используются все части речи. Малыши проговаривают слова не всегда правильно, иногда неверно выбирая завершения, или путая слоги. Дети озвучивают свои действия, пытаются вступать в разговор со взрослыми, и иногда может создаться впечатление, что кроха всегда говорит. Считается, что три года – возраст почемучек.
- Игровая деятельность становится разнообразнее. В силу вступают ролевые игры. Дитя может придумать интересные сюжеты для своих игр, так как развивается воображение и абстрактное мышление. Родителям очень полезно резаться вместе с детьми и придумывать занимательные игры.
На детской площадке многим малышам всегда интересны чужие игрушки, и, при первой возможности, они не пропустят случай поиграть в них.
Развитие ребенка очень важный и многогранный процесс. В три года поведение большинства малышей может претерпевать изменения, и возбуждать у родителей множество вопросов, а также непонимания. Думая, что допустила неправильный шаг в воспитании малыша, мама начинает болеть. Это абсолютно закономерные перемены в жизни детей данной возрастной категории.
В этом возрасте малыш постепенно подходит к «психологическому кризису», какой встретится еще не один раз на пути развития. Самые первые проявления проблем поведения являются кризисом трёхлетнего года.
С конца второго года жизни он постепенно нарастает и достигает пика в три года. Проявления зависят от черт нрава маленького человека, и варьируются от бурных истерик до конфликтного поведения.
Признаки кризиса 3 лет
- Ребенок может не слушать взрослых, настаивать на своем сужденье. Проявляется упрямство.
- Не имея своих выраженных желаний, на все просьбы взрослого отвечает отрицательно. Выраженный негативизм.
- Поступки, которые раньше выполнялись без видимых проблем, в данный момент расцениваются как нежелательные. Малыш отказывается кушать, начищать зубки, надевать определенную одежду.
- Проявление постоянной самостоятельности, особенно в те моменты, когда она абсолютно неуместна. Отрицание любой поддержки взрослого.
- Поведение, ведущее к конфликтам. Бунты, протесты против просьб родителей.
- Нежелание играть и убирать игрушки верно. Ребенок бросает, ломает или портит окружающие предметы демонстративно.
- Одним из часто наблюдающихся изменений в поведении является ревность, какая может быть направлена не только на других детей в семье, но и на папу по отношению к маме.
По мнению психологов, такие поведенческие проблемы потребованы осознанием малыша как самостоятельной единицы. Крохе кажется, что он уже взрослый и способен к принятию решений. Таким поведением дитя требует к себе уважения. Закатывает истерики, кричит, бунтует против командования родителей. Эмоциональное состояние ребенка тяжко переносится не только родителями, но и им самим, так как ему не осознать, что происходит, и от чего испортилось настроение.
[embedded content]
Одно из разболтанных проявлений кризиса – истерики, которые являются средством манипуляции. Это является существенным различием между истериками немало раннего возраста, так как там задачей близких было успокоить кроху и устранить неприятное. А во время кризиса, при таком поведении, ребенку необходимы «зрители», потому истерики проявляются в людных местах: в магазине, на улице.
Как справится с проявлениями во время кризиса
- В разумных пределах дайте малышу проявлять самостоятельность, отведайте поменять стратегию коммуникации. Если ребенок может сам справится с какими-либо делами, проявите терпение и дайте ему возможность сделать что-то самому.
- Предлагая малышу определенное мероприятие, обнаружите фантазию и придумайте различные варианты разрешения ситуации. Другими словами, предложите ребенку выбор, чтобы он, осознавая свою значимость, не отвергал влияние взрослого.
- Перефразируйте просьбу, не заставляя что-то сделать ребенка, скажите, что вам нужна помощь. Например, за длань нужно идти не потому, что так надо, а потому что мама заблудится, и только малыш поможет ей попасть куда-то.
- Не поторапливаете ребенка при выполнении действия, когда есть возможность. Чем больше практики будет у малыша в определенном деле, тем скорее он справится с ним в следующий раз.
- Старайтесь не идти на поводу у крохи, не поддаваться истерикам. Если малыш понял, что, покричав, он получил желаемый объект, у него сложится стереотипное поведение. И в следующий раз он поймёт, что истерики – самый простой вариант получить то, что хочет.
- Попытайтесь максимально покойно реагировать на истерику на улице, не обращайте внимания, игнорируйте. В этот период такое проявление показательного выступления – испытание на твердыня.
- Не ругайте ребенка после истерики. Лучше объясните, как можно выразить словами недовольство и отрицательные эмоции.
Разговаривайте пуще со своим чадом, окружайте его заботой и любовью. Последствия кризиса исчезают с возрастными изменениями. Становление характера и касательств в семье происходит с помощью таких необходимых жизненных препятствий, но очень быстро забываются и вспоминаются потом с самыми позитивными эмоциями.
Физическое развитие детей в три года
В сравнении с физическими параметрами 2,5 лет, малыш может прибавить возле килограмма веса и вырасти на 4-5 см. Физические показатели у мальчиков немного превышают девочек в этом возрасте.
Параметры повергнуты в примерном соотношении и могут не совпадать с показателями некоторых детей.
Нормы развития:
Параметры | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Вес, г. | 11350 – 18350 | 10850 – 18150 |
Рост, см. | 88.9 -104,5 | 88.4 – 102,4 |
Окружность грудной клетки, см | 51 – 56 | 49 – 55 |
Окружность башки, см. | 46.7 – 52.6 | 45.6 – 51.4 |
Навыки ребенка в 3 года: что должен уметь
Как отмечают педиатры, формирование личности малыша идет по сугубо индивидуальному плану развития. В трёхлетнем году дети развиваются скачкообразно, стремительно, а умения малышей совершенствуется не по дням, а по часам. Родителям остаётся следить и помечать за достижениями своего ребенка.
Выделяются нормы определенных сторон развития детей, хотя очень сложно повстречать малышей со сходными навыками. Приведем примерную таблицу с навыками детей в 3 годика.
Критерии | Обязательные навыки |
---|---|
Речевые способности |
|
Психическое развитие |
|
Психомоторное развитие |
|
Бытовые навыки |
|
Двигательные способности |
|
Познавательное развитие |
|
Социальное развитие |
|
[embedded content]
Порядок дня трёхлетнего ребенка
При составлении режимных моментов особое внимание необходимо уделить сну. Наиболее оптимально для малыша будет соотношение десяти часов ночного сна и двух часов дневного. Желательно, чтобы дитя ложился спать не позднее девяти часов вечера. Так как в таком раннем возрасте центральная нервная система еще недостаточно окрепшая, немало позднее время не даст организму отдохнуть и набраться сил. На дневной сон можно укладывать после обеда. Такие рамки необходимы ребенку для того, чтобы без проблем адаптироваться в ребяческом саду.
Бывают случаи, когда дети не могут уснуть в дневные часы. Можно разрешить такой порядок, если малыш поспал ночью больше положенного времени и не утомился днём, и уложить его на ночной сон пораньше.
Повергнем примерный распорядок дня трёхлетнего малыша:
Режимный момент | Отведенные часы |
---|---|
Утренний подъём, гигиенические процедуры, зарядка | 7:00-9:00 |
Завтрак | 8:00 -9:00 |
Игры, дела | 9:00-10:00 |
Прогулка | 10:00-12:00 |
Обед | 12:00-12:30 |
Дневной сон | 12:30-14:30 |
Подъём, умывание | 14:30-15:00 |
Полдник | 15:00-15:30 |
Игры, занятия | 15:30-17:00 |
Вечерняя прогулка | 17:00-19:00 |
Ужин | 19:00-19:30 |
Спокойные игры | 19:30-20:00 |
Купание, гигиенические процедуры | 20:00-20:30 |
Чтение ребяческой литературы | 20:30-21:00 |
Ночной сон | 21:00-7:00 |
Конечно же, режим дня зависит от привычного уклада жизни семьи, определенных особенностей. Маме наилучшим манером известно, когда завлечь малыша интеллектуально-развивающими играми, а когда физическими. Если позволяет время года и погодные обстоятельства, необходимо гулять 2 раза в день, в другие моменты занимать ребенка спокойными играми, чтением сказок и иной познавательной литературы.
Режим питания
Питание детей в три года практически не отличается от взрослого стола. Но необходимо блюсти рамки в добавлении приправ к основной пище. Рекомендовано правильное питание, насыщенное полезными веществами.
В потребности ребенка этого года входят:
- разнообразные овощи, причем добавление картофеля в рацион не должно превышать ½ общего количества;
- свежие фрукты;
- фруктовые и овощные соки, в объёме до 200 мл. в день;
- крупяные изделия и макароны до 50 гр. в сутки;
- уже можно подавать шоколад. Продуктов, насыщенных максимальным количеством сахара, в день можно 50-60 грамм;
- 150-170 грамм хлеба различных сортов;
- куриные яйца – по одному через день;
- молочные продукты: кефир, молоко, йогурт, ряженка до 500 грамм;
- творог, неострый сыр;
- в различные блюда добавляется растительное масло;
- ограничения мучных изделий до 100 гр. в день.
Приёмы пищи в течение дня составляют 4-5 раз.
Образцовое меню на день:
Приём пищи | Блюда |
---|---|
Завтрак |
|
Обед |
|
Полдник |
|
Ужин |
|
Развитие физиологических способностей ребенка
Этот вид направлен на развитие координации движений ребенка, на развитие ловкости рук, повышение такого качества, как выносливость.
Дела для физического развития должны проводиться непременно каждый день и включать в себя следующие виды упражнений:
- проведение зарядки под музыку;
- перешагивание сквозь разложенные бруски или другие препятствия;
- учим ходить ребенка по наклонной доске;
- прыжки на месте и под музыку на двух ножках и на одной;
- спрыгивание с небольших преград;
- проведение игр с несложными правилами;
- если дома есть шведская стенка, это также способствует более активному проведению поре.
Развитие познавательной активности
Изучение окружающего мира происходит посредством увеличения познавательной активности ребенка. Такие дела развивают логику, внимание, память, мышление. В форме игры малышу легко узнать о мире вокруг себя, познакомится с математическими понятиями и размерами.
Помогут крохе такие упражнения, как:
- по образцу или названию ищем цвета и предметы;
- собирание матрешек из фигурок различного размера;
- собирание пирамидки из 7-9 колец разного цвета и размера;
- обращаем внимание малыша на понятия большой, посредственный, маленький;
- складываем пазлы из 6-8 деталей;
- пользуемся лото, мозаикой, привлекаем внимание ребенка к интересным развивающим играм;
- помогаем различать пространственные понятия: право-лево;
- знакомимся с цифрами, литерами. Хотя три года еще и слишком юный возраст для обучения элементам грамоты, некоторые дети очень быстро соображают и запоминают буквы, а впоследствии гораздо быстрее обучаются навыкам чтения.
Речевое развитие
Все родители мечтают видать в будущем своего ребенка успешным! Стараются дать ему необходимые знания, умения, записывают в различные кружки для приобретения навыков. Убранству с физическим и интеллектуальным совершенствованием необходимо уделять внимание речевому развитию. Ведь в любом контакте с окружающим вселенной человеку нужна речь, и чем лучше он владеет вербальным (посредством устной речи) способом общения, тем проще и качественнее будет процесс его коммуникации в обществе.
Выговор развивается с самого рождения, а задача взрослых – обеспечить правильную речевую среду малыша. Необходимо постоянно говорить с ребенком, не искажая звуковое наполнение слов, не выбирать длинные предложений. Но, самое главное, разговаривать много, не оглушительно, слегка в замедленном темпе, чтобы у ребеночка накапливался словарь слов, которые он впоследствии смог бы складывать во фразы и предложения.
В три года выговор нормотипичного ребенка достаточно развита, у малыша встречаются нарушения произношения звуков, но это небольшая проблема для этого года.
Необходимо обратить внимание:
- правильно ли понимает ребенок обращенную к нему речь взрослого, может ли выполнить сложную руководство;
- как развиты навыки артикуляции, нет ли гиперсаливации (слюнотечения), умеет ли малыш выполнять простые артикуляционные движения;
- как развивается у малыша складная речь (составление развернутых предложений, ответ на вопрос не одним словом);
- правильно ли он согласует слова во фразах и словосочетаниях (так: «голубая небо», «вкусная повидла»…);
- способен ли изменять и образовывать формы слов (ухо – ухи, груша – нет грушев, варенье из малины – малиновое, лист клёна –кленОвый).
Повергнем примеры некоторых игр, способствующих развитию речи:
«Юный журналист»
Предлагаем ребенку поработать репортёром (предварительно разъяснив, что это значит), и составить репортаж о какой-нибудь игрушке. Рассказать, что это за игрушка, из какого материала сделана, какого цвета и конфигурации.
«В пещере гномика»
Объясняем, что у гномика всё маленькое в отличие от великана, и, если у великана «стул», то у гномика «стульчик» и подбираем любые иные слова.
«Сказка о веселом язычке»
Упражнения для развития артикуляционной моторики. В сказке используются слова, обозначающие артикуляционные упражнения: «иголочка», «чашечка», «лошадка», «моторчик», «лакомое варенье», «лодочка», «заборчик», «окошко», «грибок».
Можно самостоятельно придумать сказку, так: «Жил был язычок! Проснулся он утром, выглянул из «окошка» и пошел гулять. По дороге увидел «лошадку» и «грибок»…
Описания упражнений можно отыскать в широком доступе в любом Интернет-ресурсе, посвященном логопедическому развитию.
Развитие артикуляции подготавливает ребенка к выговариванию тяжелых звуков и слов, формирует различные произносительные способности, устраняет гиперсаливацию. Если выполнять артикуляционные упражнения с раннего года, больше вероятности, что все звуки встанут на свои места в нужное время.
«Скажи, что слышишь»
Развитие фонематического вести (различение речевых и неречевых звуков).
Малышу предлагается сказать, что за звук он услышал. Можно использовать ширму, чтобы дитя догадался лишь по звуку, без зрительного подтверждения. Например, звук колокольчика, шуршащей бумаги, либо звуки, какие произносят животные.
Фонематический слух играет большую роль в правильном звукопроизношении и обучению элементов грамоты в немало старшем возрасте.
Развитие мелкой моторики
Для стимуляции речевой деятельности необходимо развивать и тонкую моторику малыша. Если во пора занятия ребенок задействует пальчики рук, тем самым он стимулирует речевые зоны коры головного мозга.
Упражнения для развития:
- гимнастика пальчиков (используя небольшие стихотворения, можно поиграть пальчиками рук);
- пескотерапия – это игры с песком или мелкодисперсными крупами. Развивается не лишь моторика, но и воображение малыша;
- застёгивание пуговичек, застежек, липучек;
- выкладывание мозаики или различных узоров, используя ракушки либо макароны…
- нанизывание различных бусинок.
Сенсорное развитие ребенка
К этому развитию относятся органы чувств малыша: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Ребенок улучшает чувствительность, а значит и качество восприятия опоясывающего мира.
Примерные упражнения:
- игры в пальчиковом бассейне (бассейн представляет собой конструкцию с ячейками, в которые насыпаются различные крупы или иные сыпучие материалы, в том числе камешки, пуговицы и другое)
- распознавание неречевых звуков (запись голосов животных, звуков насекомых, звуков музыкальных инструментов…)
- на ощупь определяем объекты, или игрушки;
- угадываем продукты на вкус или по запаху.
Три года самый благоприятный период для развития детей. Ребенок воспринимает позитивное влияние как губка, быстро запоминает и усваивает информацию. Занимайтесь с крохой, проявляйте любовь, и результат вашего труда не принудит ждать!