Малыш достиг года 1 год 9 месяцев, остается лишь 1 четверть года до достижения возраста двух лет. Ребенок становится более самостоятельным и немного зависимым от взрослого. Постепенно исчезают страхи, вызываемые неизвестными звуками, незнакомыми людьми. Начинает ярко проявляться феномен «Я сам».
Содержание
Содержание:
1. Физиологическое развитие
Морфологические показатели (рост, вес) быстро увеличиваются, при этом девочки развиваются гораздо быстрее.
Таблица. Антропометрические эти детей в возрасте один год девять месяцев
Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями в игровой форме. Костно-мышечная система вводит в себя значительные участки хрящевой ткани, суставы и связки слабые и мягкие. Поэтому силовые упражнения (вис на дланях, переносы тяжелых предметов) запрещены. При проведении упражнений из положения лежа на спине, следует смотреть за тем, чтобы дитя лежал прямо. Важно соблюдение двигательного режима. Не рекомендуются игры и упражнения с длительной неподвижностью.
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
низенький – 80,4 | низкий – 79,7 |
высокий – 88,4 | высокий – 87,6 |
низкий – 10,6 | низкий – 10,5 |
высокий – 13,6 | высокий – 12,8 |
1.1. Моторное развитие
Большую часть времени малыши коротают в движении. Дети обожают бегать, прыгать, залезать и своим игрушкам желают придать движение. Они тащат, толкают излюбленные предметы везде за собой.
Моторные умения и навыки:
- переступает небольшие препятствия высотой 10 см (палочки, веточки);
- носится в разных направлениях;
- выполняет простые физические упражнения (наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания);
- всходит по лестнице самостоятельно;
- спускается по лестнице с помощью взрослого;
- поднимается по наклонной поверхности;
- ходит по гимнастической скамейке, бордюру при поддержки взрослого;
- бросает в корзину мяч с расстояния 70 см;
- старается поймать и удерживать мяч;
- подпрыгивает на месте или с продвижением вперед;
- осваивает подъем по лесенке – стремянке вышиной 1 метр;
- интересуется и участвует в подвижных играх;
- обожает залезать в неизученные ранее места (подоконники, раковину, ванну, душевую кабинку, шкафы).
Для развития физиологических навыков и координации движений неплохо использовать толокар. При этом взрослый должен держать на контроле передвижения малыша в этой машине.
1.2. Что должен уметь малыш в году 1 год 9 месяцев
Умения, необходимые для самообслуживания, становятся осмысленными.
Бытовые навыки:
- самостоятельно кушает, пользуясь ложкой, вилкой;
- пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
- пользуется зубной щеткой, утиральником и салфеткой;
- испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
- причесывается;
- просится и пользуется горшком;
- принимает необходимую позу для того, чтобы взрослому легче было его одеть и раздеть;
- при раздевании снимает шапочку, носочки;
- ведает места хранения вещей, игрушек;
- пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.
2. Интеллектуальное развитие
Игровая деятельность исподволь становится ведущей. Карапуз наблюдает за окружающим и имитирует в игре повседневную деятельность взрослых (развешивает белье, разговаривает по телефону, поднимает упавшую куклу и укачивает ее).
Исподволь происходит социализация. Малыш играет рядом с другими детьми на площадке или в песочнице. Это еще не совместная игра, а именно игра рядышком.
В этом возрасте малыш:
- знает, как его зовут;
- любуется своим отражением в зеркале;
- на вопрос «кто это в зеркале? » именует себя по имени;
- знает, где живет, может привести маму от места прогулки к дому;
- старается подчиняться директивам «нельзя» и «можно»;
- выполняет простые задания (принести игрушку, подать ложку);
- показывает основные цвета – алый, синий, желтый, зеленый;
- различает размеры – большой и маленький;
- различает простейшие формы (круг, квадрат);
- строит из кубиков несложные сооружения (башня, ворота, дорога);
- концентрирует внимание на объекте в течение 3 – 10 минут;
- собирает пазл из 2-4 долей;
- показывает части тела – рука, нога, голова;
- показывает части лица – нос, глазки, ротик;
- сортирует объекты в сортере;
- любит «читать» книжки.
Лучшими играми являются подвижные и эмоциональные. Самая любимая – это прятки. Запрятываться может как взрослый, так и малыш. Как радуется кроха, когда понимает, что его «обнаружили».
Среди великого многообразия игрушек и развивающих игр на интеллект можно выделить:
- сортеры,
- конструкторы с крупными долями,
- простейшие головоломки,
- крупные пазлы из 2 – 4 частей,
- матрешки, неваляшки,
- машинки, трактора, паровозы и другой транспорт,
- фигурки звериных, сказочных героев,
- механическая юла (волчок),
- магнитная рыбалка,
- крупная мозаика,
- лото,
- парные картинки.
2.1. Продуктивная деятельность
Ребенка второго года жития стоит учить отображать на бумаге все то, что он видит в жизни. Пусть пока это примитивные работы, но как интересно будет рассматривать их, когда малыш сделается взрослым!
Рекомендуемые темы для живописных работ:
Тема | Изображение | Чем рисуем |
Орешки для белки | Рядом с изображением белочки пишем орешки. | Поролоновые палочки, гуашью |
Дорожки горизонтальные | Горизонтальные линии, по которым потом побегут цыплята (курочки, пташки). Цыплят взрослый разместит на дорожках | Карандаши |
Дождик | Вертикальные отрывистые линии. Рисуем и произносим: «Дождик-дождик, кап да кап, сырые дорожки. Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки» | Фломастеры |
Цветочная поляна | На зеленом картоне рисуем масса цветов | Гуашь, акварель, пальчики, ватные палочки |
Снег идет | На темном фоне рисуем хлопья снега | Гуашь или акварель, поролоновые палочки |
Веточка смородины (рябины) | На листе с зеленой веточкой дорисовываем ягоды | Гуашь, пальчиками |
Зимние рисунки на окне | На голубом фоне рисуем узоры | Восковые мелки |
Елка в гости пришла | На елке дорисовываем многоцветные шары | Акварель или гуашь, пальчиками |
Украшаем платье для куклы | На вырезанном из бумаги платье дорисовываем полоски, пятна, мазки | Акварель, пятерня |
Не следует забывать при работе красками о баночках – непроливайках, салфетках и других средствах, которые помогут в случае тонких неприятностей.
Во время занятий лепкой ребенок учится отрывать тонкие кусочки глины (пластилина) от целого куска (крошки для синички), сплющивать лепешки (оладушки для бабушки), дырявить пальчиками пласт из глины (норки для мышки).
Занимаясь аппликацией, необходимо научить ребенка верно, перпендикулярно к бумаге располагать клеевой карандаш и аккуратно намазывать силуэты, которые надо наклеить. Сначала это хаотично размещённые на листе фигуры. А затем можно придумать сюжет (елка с фонариками, гусеница из разноцветных кругов, домик из квадратов).
3. Эмоциональное развитие
В этом возрастном этапе карапуз начинает воспринимать себя как отдельную единицу социума, хотя все также эмоционально связан с мамой.
Малыш весьма любит привлекать к себе всеобщее внимание. Он подражает близкому взрослому (смеется, радуется, плачет), очень желает, чтобы его пуще хвалили, гордится собой. Постепенно начинают проявляться контакты со сверстниками (смотрит на других детей, берет их за длани, обнимает). Дети не любят запретов, стараются добиться своего путем плача.
Эмоции ребенка гораздо мощнее, чем у взрослого. Любое свое состояние он воспринимает как константу. Взрослый понимает, что если он голоден, то голод сможет ублаготворить через некоторое время. Малыш это понять не в силах. Поэтому тревога может перейти в плач и даже истерику.
Важно создать для крохи положительную эмоциональную обстановку, хорошее настроение. В этом случае удастся избежать эмоциональных срывов, нервозная система малыша будет развиваться стабильно.
4. Речевое развитие
На этом возрастном этапе дитя понимает:
- вопросы «что, кто это? », «где? », «что делает? » при рассматривании простых сюжетных картинок;
- понимает рассказ с несложным сюжетом;
- выполняет несложные задания «дай игрушку», «поставь на место».
В активной речи слов уже около 80 или вяще в зависимости от индивидуальных особенностей. Кроха произносит по-своему почти все слова, которые слышит. Малыши любят проговаривать завершения строк в стихотворениях («Уронили мишку…. на пол. Оторвали мишке… лапу»). Они уже свободно строят разговор из двухсловных предложений («Баба дай»). Первые целые предложения будут аграматичны и забавны. Но этот веселый период продлится недолго. Затем начнет формироваться фразовая выговор.
Процесс развития речи можно ускорить, если не пускать его на самотек, а заниматься с ребенком в игровой форме.
Рекомендуется использовать игры, развивающие артикуляционный аппарат: подуй на одуванчик или на крутилку; сделай язычок лопаткой, иголочкой или трубочкой; надуй щеки; цокай язычком, как лошадка; дразнись язычком. Логопеды советуют подавать ребенку пить из трубочки.
Очень стимулируют развитие речи игры рядом со старшими детьми, которые уже деятельно говорят.
Мало кто не знает, что развитию детской речи способствуют упражнения на мелкую моторику.
- Малоподвижность ребенка, нежелание перемещаться, бегать, лазать, менять игрушки. Дитя все время сидит, играет с одной игрушкой, раскачивается из стороны в сторону.
- Проблемами также могут быть дизартрия (нарушение подвижности речевых мышц), говорение «в нос», обильное слюноотделение, напряженная мимика лики, нарушение звукопроизношения.
- Отсутствие реакции на речь взрослых. Следует обратить внимание на состояние слуха малыша, проверить у доктора – отоларинголога.
- О задержке речевого развития говорит то, что к 1,5 годам у ребенка полностью отсутствуют слова, а в конце второго года – предложения.
5. Примерный режим дня
Время | Режимные моменты |
7:15 – 7:45 | подъем |
7:45 – 8:15 | гигиенические процедуры, зарядка |
8:15 – 9:00 | завтрак, подготовка к делам |
9:00 – 10:15 | игры, занятия |
10:15 – 11:45 | прогулка |
11:45 – 12:00 | возвращение с прогулки |
12:00 – 12:45 | обед |
12:45 – 15:15 | дневной сон |
15:15 – 16:00 | пробуждение, гигиенические процедуры |
16:00 – 16:30 | полдник |
16:30 – 17:15 | игры, дела, упражнения |
17:15 – 18:30 | прогулка |
18:30 – 19:00 | ужин |
19:00 – 20:00 | развлечения |
20:00 – 21:00 | вечерние гигиенические процедуры |
21:00 – 21:15 | перекус (по желанию) |
21:15 | ночной сон |
6. Питание
Питание в этом году четырехразовое. Запрещены жирные, копченые и жареные продукты, маринованные овощи, морепродукты, газировка, шоколад, натуральный кофе!
Образцовое трехдневное меню
День | Недели | Завтрак | Обед | Полдник |
1-й | Каша молочная пшенная Напиток Хлеб Масло Сыр |
Щи из свежей капусты Гуляш из телятины с гречневой кашей Хлеб |
Творожно-вермишелевая запеканка с повидлом Напиток |
Котлета куриная Картофельное пюре Салат |
2-й | Омлет Морковь тертая Напиток Хлеб, масло Сыр |
Суп куриный с рисом Тефтели куриные с подливой Хлеб |
Ватрушка с творогом | Картофельный рулет с мясом и подливой Хлеб Салат |
3-й | Каша молочная овсяная Напиток Хлеб Масло |
Салат из моркови Суп гороховый Голубцы ленивые Хлеб |
Булочка домашняя | Овощное рагу Хлеб Напиток Пряник |
Что почитать
Вас могут заинтересовать вытекающие полезные статьи: