В течение второго года жития ребёнок активно развивается и познаёт мир. Задачи родителей – создавать благоприятную среду для роста и становления личности, а также вовремя замечать и по возможности устранять отклонения. Чтобы выполнять свои родительские обязанности, ознакомьтесь с нормами развития малыша в одинешенек год и восемь месяцев.
Содержание
Содержание:
- 1 Физические данные
- 2 Физиологические навыки
- 3 Интеллектуальные показатели
- 4 Психологические навыки
- 5 Бытовые навыки
- 6 Речевое развитие
- 7 Примерный режим дня
- 8 Особенности питания
- 9 Воспитание
- 10 Полезные игры и занятия
- 11 Девочки и мальчики: кушать ли разница?
- 12 Возможные проблемы
- 13 Рекомендации родителям
- 14 Что почитать
Физические данные
Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как ребята разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.
В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчишек в возрасте 1 года и 8 месяцев:
Показатели роста (в см) | Показатели веса (в кг) | Описание параметра |
Менее 75,9 | Менее 8,1 | Недостаточный |
Немного 78,6 | Менее 9,1 | Ниже нормы |
78,7-81,5 | 9,2-10 | Чуть ниже среднего |
81,6-87 | 10,1-12,8 | Норма (средний) |
87,1-89,7 | 12,9-14,2 | Чуть больше среднего |
89,8-92,5 | 14,3-15,8 | Большой |
Немало 92,6 | Более 15,9 | Не соответствует возрасту, крайне большой |
В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:
Показатели роста (в см) | Показатели веса (в кг) | Описание параметра |
Немного 73,7 | Менее 7,5 | Недостаточный |
73,8-76,6 | 7,6-8,3 | Ниже нормы |
76,7-79,6 | 8,4-9,3 | Чуть ниже среднего |
79,7-85,6 | 9,4-12 | Норма (средний) |
85,7-88,6 | 12,1-13,6 | Чуть больше среднего |
88,7-91,6 | 13,7-15,6 | Большенный |
Более 91,7 | Более 15,7 | Не соответствует возрасту, крайне большой |
Физиологические навыки
Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он непременно должен уметь:
- устойчиво стоять на ногах, не падая;
- быстро ходить и бегать;
- идти задом наперёд или пробовать делать это;
- доставать с разных высот интересующие предметы;
- обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от опоясывающих предметов);
- прыгать на двух ногах;
- открывать двери;
- выдвигать ящики мебели;
- двигать и толкать предметы;
- резаться с мячом (кидать руками, пинать ногами);
- выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
- легковесно и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
- подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, придерживаясь за перила или руку родителя).
Интеллектуальные показатели
Интеллектуальное развитие тоже стремительно. В 1 год и 8 месяцев ваш малыш:
- удерживает в длани карандаш, рисует линии, зигзаги, неровные овалы или круги;
- сосредотачивается на каком-то занятии;
- выполняет просьбы, в том числе сложные образа «возьми и принеси мне»;
- находит разные предметы в пространстве, называет их;
- различает объекты по некоторым формам и цветам, размерам;
- деятельно усваивает и хорошо запоминает новую информацию.
Психологические навыки
Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно шагает психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.
В год и восемь месяцев дитя:
- демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
- показывает своё отношение к людям или животным: близится, обнимает или отталкивает;
- пытается обозначать свои желания словами или жестами;
- слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
- деятельно жестикулирует;
- меняет интонацию;
- играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует выпускаемые разными животными звуки);
- умело повторяет за взрослыми, подражает им;
- проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю поддержка;
К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В году 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников. Стоит пуще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.
Бытовые навыки
Что должен уметь дитя, достигший возраста 1 год и 8 месяцев, в бытовом плане? Малыш должен становиться самостоятельнее, пытаться себя обслуживать. Вот основные бытовые навыки:
- самостоятельное употребление еды;
- попытки самостоятельно одеваться;
- уборка игрушек на места;
- вовлечение в домашние дела (подметание, вытирание пыли);
- попытки умываться, мыть длани, чистить зубы;
- помощь родителям по их просьбам.
Речевое развитие
Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить деятельно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или немало сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и улучшает. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.
Малыш использует слова уместно, именуя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Отдельный произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.
Примерный режим дня
Приведём в таблице приблизительный режим дня:
Преходящей промежуток | Действия |
8:00-8:30 | Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур |
8:30-8:45 | Завтрак |
8:45-10:30 | Занятия и игры |
10:30-10:40 | Перекус (по необходимости, если дитя проголодался) |
10:40-12:30 | Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе |
12:30-13:00 | Раздевание, подготовка к обеду |
13-13:20 | Обед |
13:20-13:30 | Подготовка к дневному сну |
13:30-15:30 | Дневной передышка |
15:30-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Игры, свободное время, развитие |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Вечерний зачисление пищи |
19:00-20:30 | Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, беседы). Можно перед сном предложить немного тёплого молока. |
Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного дитя.
Особенности питания
Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё вяще напоминает взрослый. В меню входят:
- мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
- птица (индейка, курица);
- рыба: судак, сёмга, треска, хек;
- субпродукты (печень, стили, сердце);
- тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
- различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
- молочные и кисломолочные продовольствие (йогурты, кефир, молоко, творог);
- белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не вяще 70-80 г в день;
- фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
- местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
- масло (как сливочное, так и растительное).
Не вытекает предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное. Алые ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции.
Образцовое меню на день смотрите в таблице:
Приём пищи | Блюда |
Завтрак | Каша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока) |
Обед | Овощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов |
Полдник | Творог либо йогурт, любой одинешенек фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами) |
Ужин | Овощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок |
Воспитание
Воспитание направлено на поддержка в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при нужды. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.
Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не позволяют, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте дитя, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выковать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не демонстрировать гнев или злость.
Полезные игры и занятия
В год и восемь месяцев полезно проводить такие занятия и игры:
- чтение книжек, рассматривание картинок;
- лепка из солёного теста или безопасного пластилина;
- пение песенок, рассказывание коротких стишков;
- рисование карандашами, пальчиковыми красками, мелками;
- ролевые и сюжетные игры с мягкими игрушками и куклами;
- сортеры, несложные пазлы, конструкторы, мозаики;
- игры с мячом;
- танцы под музыку;
- занятия с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками;
- ребяческие стишки-потешки;
- изучение разных форм и цветов предметов;
- изучение явлений.
Девочки и мальчики: кушать ли разница?
Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц дамского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.
Во-вторых, мальчики несколько тише развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут тише развиваться физически.
Возможные проблемы
Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители дитя возраста 1 год и 8 месяцев:
- Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, желая многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их выговаривать, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье.
- Кроха отрекается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые представляются невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение опоясывающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен непременно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами.
- Малыш привередничает. Капризы – неизбежный этап развития. С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое соображает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться. Иногда прекратить истерику можно телесным контактом. Также можно переключить внимание крохи на что-то увлекательное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать.
Рекомендации родителям
Напоследок дадим общие рекомендации родителям:
- Не стоит «подгонять» дитя под общепринятые нормы. Все дети индивидуальны.
- При явном и значительном отклонении от нормальных показателей расскажите о своих переживаниях доктору.
- Демонстрируйте любовь, заботу и поддержку.
- Постоянно общайтесь с малышом в любых ситуациях.
- Помните, что в таком возрасте ребята балуются и шкодят, поэтому всегда будьте начеку и обеспечивайте безопасность.
Информация и советы из данной статьи помогут оценить навыки малыша, а также создать подходящую обстановку для его гармоничного развития.
Что почитать
Обязательно загляните и в другие интересные разделы нашего сайта: