Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев: навыки, сравнение девочек и мальчиков

299

Дитя в возрасте 1 год и 7 месяцев преодолел важный рубеж, перешагнув за черту 1,5 года. Он вполне самостоятелен и активно осваивает опоясывающее пространство.

1. Физическое развитие

Содержание

Морфологические показатели (рост, масса тела) увеличиваются уже не так стремительно, как на первом году существования, но темпы роста остаются быстрыми. Психофизическое становление девочек происходит более быстрыми темпами.

Антропометрические эти детей в возрасте 1 год 7 месяцев. Девочки и мальчики

.

Мальчики Девочки
Рост (см)
низкий – 77,7 (крайне низкий) низенький – 72,8 (крайне низкий)
средний – от 80,5 до 86 (норма) средний – от 78,8 до 84,7
высокий – 91,5 высокий – 90,6
Вес (кг)
низкий – 8,0 (крайне низенький) низкий – 7,3 (крайне низкий)
средний – от 10,0 до 12,5 средний – от 9,2 до 11,8
высокий – 15,6 высокий – 15,4

1.1. Моторное развитие ребенка в 1 год 7 месяцев

Моторное развитие ребенка в 1 год 7 месяцев

Махонький человечек самостоятельно ходит, бегает, любит преодолевать препятствия. Движения стали более координированными, он любит резаться в подвижные игры. Любимая игра – это игра с мячом. 70% времени бодрствования у детей такого возраста уходит на деятельные движения.

Кроме этого малыш:

  • уверенно сидит на стульчике;
  • может самостоятельно сесть и встать со стульчика;
  • содержит равновесие во время ходьбы и бега;
  • может переступать небольшие препятствия (кубики, игрушки);
  • выполняет простейшие физиологические упражнения – наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания;
  • поднимается по лестнице без помощи:
  • спускается по лестнице с поддержкой взрослого;
  • поднимается ножками по наклонной поверхности при поддержке взрослого;
  • поднимается ползком по наклонной поверхности самостоятельно;
  • начинает обучаться (уже умеет) подпрыгивать на месте и с продвижением вперед.

При этом он нарочно выбирает себе пути с препятствиями – горками, ямками, с наслаждением перешагивая их.

Задача родителей – удовлетворять потребность малыша в активном движении. Стимулируя желание заниматься упражнениями, родители сформируют у своего чада заинтересованность и потребность к физкультуре.

ВАЖНО! Физические упражнения проводятся в игровой форме (зайки прыгают, гуси шипят, пташки летают). Длительность комплекса не более 3 минут, 2-3 упражнения выполняются по 4-5 раз.

Хорошо укрепляет и массажирует стопу ходьба по «Дорожкам здоровья», бег с каталками – мотыльками, вертолетами и т. п.

1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 19 месяцев

Навыки самообслуживания:

  • пытается самостоятельно (а некоторые уже умеют) кушать, пользуясь ложкой;
  • пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
  • умеет употреблять зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
  • испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
  • пробует причесываться;
  • умеет употреблять горшком;
  • пытается самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • если чувствует, что ему жарко, то требует снять с него одежду;
  • пытается «помогать» маме в домашних делах – мыть, накрывать на стол, подметать.

Происходит социализация. Кроха начинает общаться со сверстниками на своем, инопланетном языке. Это весьма способствует и развитию речи.

2. Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие в 19 месяцев

В возрасте 19 месяцев предметно-манипулятивная деятельность постепенно начинает преобразовываться в игровую. И желая до полноценной игры еще довольно далеко, но это большое достижение.

На данном возрастном этапе ребенок отлично освоил соотносящие и орудийные поступки. С помощью соотносящих действий малыш располагает предметы в определенном порядке. Например, складывает пирамидку. С помощью продуктивных поступков он воздействует одним предметом на другие. Например, игрушечным молоточком забивает игрушечные гвозди.

В этом возрасте малыш:

  • ведает свое имя;
  • подолгу любуется на свое отражение в зеркале;
  • на вопрос «кто это в зеркале?» называет свое имя, но не местоимение «я», поскольку осознание себя как личности еще не случилось;
  • знает, где живет, т. е. может привести маму от детской площадки домой;
  • знаком с понятиями «нельзя» и «можно»;
  • различает (не именуя) основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
  • различает размеры предметов – большой и маленький;
  • различает конфигурацию предметов и игрушек;
  • складывает башню из кубиков;
  • любит «читать» книжки.

В этом возрасте начинают формироваться зачатки логического мышления по образу «действие – результат». Если разорвать пакет с крупой, то крупа рассыплется. Если бросить предмет с силой, то он может сломаться. Это открытия в существования маленького исследователя.

ВАЖНО! В раннем возрасте нервные процессы еще очень слабы и подвижны, но условно–рефлекторные связи уже сформированы и крепки. Не случайно существует пословица о том, что учить всегда легче, чем переучивать. Заученные с ошибками навыки будет практически невозможно сформировать верно.

Игрушки – это помощники в интеллектуальном развитии ребенка, которые отображают окружающий мир. Это животные, машинки, куклы, посуда, кубики, домики, гаражи, строительный материал. Игрушечных звериных можно использовать в игре «Кто как кричит». Для развития умения мыслить пространственно очень полезны кубики и конструкторы. Можно подбирать кубики с литерами.

[embedded content]

Полезные игры для развития мышления ребенка:

  • пазлы из 2 частей,
  • сортировщики по цвету, размеру и конфигурации,
  • парные картинки, матрешки.
  • картинки – вкладыши,
  • конструкторы,
  • магнитная рыбалка,
  • мозаика,
  • различные коробочки для открывания и закрывания,
  • простейшие лото.

2.1. Продуктивная деятельность

Интеллектуальное развитие  в 19 месяцев

Рисование, лепка и аппликация – излюбленные занятия. Этот период называют доизобразительным, когда юный живописец изображает на листе вертикальные и горизонтальные черты. Всем этим шедеврам можно давать различные названия: «Дорожки», «Дождик льет», «Вихрь».

Для изодеятельности используются:

  • акварель и гуашь,
  • штампики,
  • губки,
  • зубные и другие щетки,
  • толстые палочки, обмотанные ватой,
  • ватные диски.

Исподволь ребенок учится рисовать не от плеча, а от локтя. Это серьезное достижение.

В области ваяния это пока еще примитивные углубления в тесте или глине. Можно начинать обучать юного скульптора отрывать небольшие кусочки глины от большого куска («Покормим птичку»).

3. Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие в 1 год 7 месяцев

Нервозная система карапуза находится в стадии формирования. Она лабильна. Процессы возбуждения и торможения не до конца сбалансированы. Малыш не может контролировать эмоции самостоятельно.

Если что-либо ему не нравится, он не умеет сформулировать это при помощи слов. «На помощь» приходят плач, истерики, капризы. Истерики могут происходить и по причине переутомления или перевозбуждения, неудовлетворения физиологических надобностей (ребенок голоден).

Следует отличать требования от капризов.

Каприз – это реакция ребенка, который знает, что таким способом может добиться желаемого от взрослых. Прихоти являются следствием неправильного поведения родителей: отсутствие единых требований и потакание малейшим желаниям чада. Прихоти могут возникнуть в том случае, когда ребенок не знает, чего он хочет.

Каприз также надо отличать от заявки, которое необходимо удовлетворить. Если законное желание (переодеть, накормить) в течение долгого времени игнорируется, то может случиться истерика.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ИСТЕРИКА.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Попытайтесь переключить внимание крохи. Причем таким тоном, как будто вы преподносите сюрприз. Сообщать можно все что угодно. «Ого! Какая красивая бабочка прилетела». Можно предложить прислушаться «Т-ссс! Слышишь шорох? Это мышка несётся».

СОВЕТ ВТОРОЙ. Попробуйте не реагировать. Ребенок успокоится, если не увидит реакции на истерику. Следует вести себя последовательно. В противном случае прихоти могут перерасти в капризное поведение, с которым справиться будет гораздо сложнее.

Задача родителей – создать все обстоятельства для стабильного развития нервной системы ребенка и избегания эмоциональных взрывов.

4. Речевое развитие

Речевое развитие ребенка 1 год 7 месяцев

Развитие детской выговоры напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный резерв. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в выговоры появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».

Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает мольбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.

Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (морозный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.

Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену пришагают правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.

ВНИМАНИЕ! Родителям надо соображать, что развитие каждого малыша индивидуально. Не все дети могут достигать высоких успехов к данному возрастному периоду. Отличия в становлении речи примерно в 6 месяцев между детьми считаются нормальным явлением. Обеспокоиться стоит, если дитя в полтора года не разговаривает, а только мычит и не понимает обращенных к нему фраз. В этом случае следует показать его специалистам. Вероятно, есть проблемы не только с речью, но и со слухом.

4.1. Гендерные различия в развитии речи

Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Вина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.

4.2. Игры и упражнения для развития выговоры

Игры и упражнения для развития речи

В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются. Развивая движения пальчиков, мы развиваем выговор, мышление, внимание и память малыша.

Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе итого раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.

Игры с макаронами, крупой, песком, (филиал крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы сквозь сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.

Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на мотыльку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры образа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – неплохой стимул для запуска речи.

Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут приступить говорить.

5. Режим дня

 Режим дня в 1 год 7 месяцев

Соблюдение режима – главнейшее условие детской жизни. Только строго соблюдая распорядок дня, можно воспитать крепкого ребенка. Значение режима в том, что он уберегает детскую нервную систему от переутомления, формирует устойчивость организма к воздействию негативных факторов.

Примерный распорядок дня ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет

Время Режимные моменты
8:00 подъем
8:15 утренние гигиенические процедуры, гимнастика
8:30 завтрак
9:00 игры, дела, упражнения
10:00 прогулка
11:30 возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12:00 обед
12:45 дневной сон
15:00 пробуждение от дневного сна, гигиенические процедуры
16:00 полдник
16:30 игры, дела, упражнения
17:30 прогулка
19:00 ужин
19:30 игры, занятия, упражнения
20:30 вечерние гигиенические процедуры
21:30 ночной сон

Время, уделяемое для бодрствования, составляет половину суток. Непрерывное бодрствование надлежит занимать около 4-5 часов, питание четырехразовое (возможны перекусы) и интервалами между приемами пищи в 3,5 – 4 часа.

Дневной и ночной сон занимают возле 12 часов, причем спать днем следует не менее двух часов.

6. Питание

Питание ребенка в 19 месяцев

Пищеварительная система готова к зачислению твердой пищи. Количество зубов увеличивается, в связи с этим изменяется технология приготовления блюд. Уже не требуется тщательно измельчать продовольствие, превращая их в кашицу. Достаточно нарезать мелкими кусочками.

Детский рацион становится полноценным, малыш употребляет на обед три блюда: суп, второе и напиток.

ЭТО Увлекательно. В возрасте после 1,5 лет у маленьких гурманов начинают формироваться вкусовые предпочтения.
ВНИМАНИЕ! Строго запрещены жирные, жареные продовольствие, маринованные овощи, копчености, морепродукты, газировка, шоколад, кофе

Примерное трехдневное меню для малыша в возрасте 1 год 7 месяцев

День
недели
Завтрак Обед Полдник Ужин
1-й Яйцо отварное
Икра кабачковая
Напиток
Хлеб, масло
Салат из свеклы отварной с травяным горошком
Суп картофельный с гренками на мясном бульоне
Котлета говяжья с подливой
Вермишель
Хлеб
Кисель ягодный
Булочка домашняя с вареньем Зразы картофельные с мясом и подливой
Хлеб
Напиток
2-й Каша молочная овсяная
Напиток
Хлеб
Масло
Сыр
Салат из огурцов
Борщ со сметаной
Гуляш из мяса с рисом
Хлеб
Компот из сухофруктов
Творожно-морковная запеканка с повидлом
Кефир
Котлета рыбная
Капуста тушеная
Хлеб
Напиток
3-й Каша молочная пшенная
Напиток
Хлеб
Масло
Сыр
Салат из моркови
Суп с фрикадельками
Картофель тушеный с куриной грудкой
Компот из яблок
Хлеб
Омлет с травяным горошком
Напиток
Хлеб
Овощное рагу с телятиной
Хлеб
Напиток
Печенье

Что почитать

Посмотрите и другие здоровые статьи для молодых родителей на нашем сайте:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here