В году 1 год 5 месяцев малыш стоит на пороге нового этапа своей жизни. Именно в этом возрастном периоде у ребенка выходит скачок роста, переход на четырехкратное питание. Он начинает осознавать, что мир вокруг него не бессистемен, и каждый предмет имеет свое назначение. По сути дела, возраст один год и пять месяцев – это переходный возраст.
Содержание:
1. Физическое развитие
Содержание
Соматическое здоровье человека зависит от его физиологических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:
- масса тела,
- рост,
- окружность башки (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
- окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.
Значения антропометрических данных зависят от пустотела малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.
Таблица 1. Антропометрические эти ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.
Мальчики | Девочки | Примечание |
73,3 см | 71,1 см | значительно ниже нормы |
76,0 см | 74,0 см | ниже нормы |
78,6 см | 76,8 см | норма |
89,2 см | 88,2 см | рослый |
Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.
Мальчики | Девочки | Примечание |
меньше 7,7 кг | меньше 7,0 кг | гораздо ниже нормы |
8,6 кг | 7,9 кг | ниже нормы |
9,6 кг | 8,9 кг | норма |
14,9 кг и больше | 14,8 кг и больше | выше нормы, не соответствует возрасту |
В этом году у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.
Что должен уметь ребенок в этом году? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:
- держит ложку,
- кушает густую пищу,
- пьет из чашечки,
- просится на горшок.
2. Ходьба
Малыш уверенно и без усилия держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, завороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься назад!
Подвижные игры
Самые любимые игры малышей в этом году – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Нагони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений подходят любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Нагоню – догоню».
3. Предметно – манипулятивная деятельность
Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком году – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, опоясывающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.
На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с поступком. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен любой предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.
Предметные развивающие игры
Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:
- постройка башни из 3 – 5 кубиков;
- нанизывание колечек на стержень в определенном распорядке («Пирамидка»),
- собирание матрешки;
- нанизывание крупных бусин на шнурок;
- игры с песком;
- игры с водой;
- различные сортировщики, в каких необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
- пазлы из двух половинок;
- игры с машинками и другим транспортом;
- музыкальные молоточки, тамбуры и прочие звучащие игрушки.
Продуктивная предметная деятельность
В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.
Если малыш уже известен с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то писать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в году одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое наименование, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.
В качестве инструментов можно использовать добавочно:
- краски,
- штампы,
- губку,
- зубные щетки,
- толстые палочки с намотанной на них ватой,
- ватные диски.
В жанре лепки юные ваятели при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.
Конструирование предполагает стройка башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.
4. Питание
Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный порядок питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень спозаранку, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сновидением съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.
Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом столе с перекусом
Калорийность | |
Завтрак | 20 % |
Обед | 35 % |
Полдник | 15 % |
Ужин | 20 % |
Перекус | 10 % |
Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Любой новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если являются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.
На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать еду.
Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во пора кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи.
Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в году 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин | Перекус (по жажде ребенка) |
Понедельник | Каша молочная. Хлеб пшеничный с маслом. Сыр. |
Суп овощной. Котлетки рыбные паровые. Картофельное пюре. Кисель. Хлеб ржаной. |
Кефир. Яблоко запеченное. Печенье. |
Творог. Морковное пюре. Молоко. |
Кефир. Хлеб пшеничный. |
Вторник | Печеночный паштет. Пюре картофельное. Хлеб пшеничный. Сыр. |
Суп из овсяных хлопьев. Суфле из мяса. Овощное пюре. Сок фруктовый. Хлеб ржаной. |
Булочка. Фрукты. |
Творог, протертый с морковью. Картофельное пюре. Хлеб пшеничный |
Йогурт. Сухарик. |
Окружение | Каша рисовая молочная. Хлеб пшеничный с маслом. Сыр |
Щи. Котлетки из говядины паровые. Вермишель. Компот. Хлеб ржаной. |
Свекольное пюре. Печенье. |
Творожная запеканка. Хлеб пшеничный. |
Чай сладкий. Яблоко. Хлеб пшеничный. |
Четверг | Вермишель молочная. Омлет. Хлеб пшеничный с маслом. |
Суп рисовый. Пюре из травяного горошка и картофеля. Сок ягодный. Хлеб ржаной. |
Пудинг молочный. Морс. Печенье. |
Пюре из цветной капусты. Творог. Хлеб пшеничный. |
Кефир. Хлеб пшеничный. |
Пятница | Каша гречневая. Яйцо. Сыр. Хлеб пшеничный с маслом. |
Суп молочный. Суфле из курицы или индейки. Гарнир крупяной. Кисель ягодный. Хлеб ржаной. |
Кефир. Яблоко. Сухарики. |
Селедочный паштет с картофельным пюре. Хлеб пшеничный. |
Молоко. Хлеб пшеничный. |
Суббота | Каша овсяная. Сыр. Хлеб пшеничный. |
Суп овощной. Котлетки из кролика. Овощное пюре. Сок фруктовый. Хлеб ржаной. |
Булочка. Фрукты. |
Творог с молоком. Хлеб пшеничный. |
Йогурт. Хлеб пшеничный |
Воскресенье | Омлет. Каша гречневая. Хлеб пшеничный с маслом. |
Суп с травяным горошком. Фрикадельки из телятины. Свекольно-морковное пюре. Настой шиповника. Хлеб ржаной. |
Простокваша. Сухарики. Груша. |
Пудинг творожный со сметаной. Хлеб пшеничный. |
Кефир. Печенье. |
5. Режим дня
В возрасте с 13 до 18 месяцев происходит переход на один дневной сон. Нервные процессы ребенка сделались стабильнее, ему требуется больше времени для бодрствования.
Примерный распорядок дня ребенка, готового к переходу или уже перешедшего на один дневной сон:
Пора | Режимные моменты |
8.00 | подъем, утренние гигиенические процедуры |
8.15 | завтрак |
8.30 | игры, занятия, упражнения |
10.00 | второй завтрак |
10.30 | гулянье |
12.30 | обед |
13.00 | дневной сон |
15.30 | полдник |
16.00 | игры, занятия, упражнения |
16.30 | прогулка |
18.30 | ужин |
19.00 | игры, занятия, упражнения |
19.30 | вечерние гигиенические процедуры |
20.00 | ночной сон |
– перевозбуждение нервной системы в итоге шумных и веселых – игр незадолго до сна;
– отсутствие прогулки в течение дня;
– переход на новый режим.
6. Психическое развитие
В возрасте 1 год 5 месяцев дитя еще не осознает себя, как личность, но он начинает отделять себя от всех других людей.
На этом этапе начинает формироваться понятие о нормах поведения. Потому в возрасте 17 месяцев лучше всего начинать объяснять ребенку, что можно, а чего нельзя. Формируется понятие запрещения.
Малыш начинает понимать, что мир – это не хаос, а система. Все компоненты системы взаимосвязаны, и на них можно влиять. На этом возрастном этапе формируется мыслительная деятельность. Дитя пытается понять основы мироздания. Он наблюдает за летающими бабочками, движущимся транспортом и в его голове создаются взаимосвязи.
Он весьма любит подражать действиям взрослых, потому что уже не так сконцентрирован только на себе. По этой же причине он взаимодействует с взрослыми и иными детьми.
Взрослые могут выяснить предпочтения ребенка. Один малыш очень увлечен музыкой, другой весьма активен в движениях, у третьего начинает быстрыми темпами развиваться речь. Так психологическое развитие на раннем этапе закладывает основы грядущего.
7. Развитие речи
Речь и психика взаимосвязаны настолько, что разделить их невозможно. Процесс познания происходит через развитие выговоры. Ребенок начинает обобщать. Теперь для него «би-би» – это и игрушечная машина, и самосвал на улице.
Понимание выговоры уже сформировано. Активный словарь ребенка (слова, которые он произносит) состоит из 15 – 20 слов-заменителей. Пассивный словарь (понимание обращенных к ребенку слов) будет объемный. С помощью интонации ребенок может передавать свои эмоции.
Ребенок произносит все гласные звуки и отдельный согласные. В двухсложных словах он произносит ударный слог («мишка» – «ми»). Начинают появляться первые предложения из двух слов: «Дай ми».
Упражнения на развитие речи:
- все игры, развивающие мелкую моторику (движения перстов рук);
- чтение книг;
- «Позови игрушку»;
- «Погладь киску»;
- «Покажи у собачки глазки, носик, ушки»;
- Различные «Прятки» с игрушками и самим дитятей;
- «Поздоровайся с куклой. Как ее зовут? »;
- «Кто как кричит».
Родители должны наблюдать за своим ребенком. В случае, если в году 17 месяцев он ничего не говорит, не ходит, не умеет самостоятельно принимать пищу – это очень серьезный повод адресоваться к специалистам, поскольку развитие ребенка не соответствует установленным в педиатрии нормам.
Любите и развивайте своих детей.