Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца: что должен уметь ребенок

31

В году 1 года 3 месяцев у детей начинается особый этап в развитии. Появляются новые навыки, умения, физические изменения, наблюдается порядочный прогресс в области психики. Существует примерный список того, что должен уметь ребенок в этом возрасте, но не стоит забывать, что все ребята уникальны. Поэтому календарь развития каждого малыша идет по собственному сценарию.

Физическое развитие

Содержание

Всеобщей физическое развитие ребенка складывается из показателей развитости мелкой и крупной моторики. Крупная моторика отвечает за движения, совершаемые при поддержки мышц ног, рук, всего тела. Сюда можно отнести такие навыки как ходьба, ползание, прыжки. Мелкая моторика – это развитие тонких мышц, дающих возможность манипулировать предметами и позволяющих выполнять задания, требующие скоординированной работы рук и зрения, подобный как сбор пирамидки или игра с вкладышами различных форм.

Общие показатели, отвечающие за физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца, можно представить в облике таблицы:

Параметры Мальчики Девочки
Рост 71 – 84 см 72 – 83 см
Вес 9 – 13 кг 8 – 12 кг
Окружность головы 45 – 51 см 44 – 50 см

Основные изменения, в отличие от тех, которые характеризуют развитие ребенка до года, заключаются в том, что дитя становится более подвижным, любознательным и самостоятельным. Часто наблюдается отказ от помощи взрослых во время приема еды, совершения гигиенических процедур, одевания. На данном этапе взрослые должны проявлять максимум терпения и позволять ребенку самостоятельно справляться со стоящими перед ним задачами. Даже если итог не оправдает ожиданий, займет много времени или нанесет ущерб чистоте помещения.

Позволяя ребенку самостоятельно себя обслуживать, ненавязчиво помогая и присматривая, старшие дают ему возможность развивать необходимые бытовые навыки. Обратная ситуация, когда родители сами выполняют за ребенка всю труд, а тому остается лишь покорно повиноваться, приводит к тому, что у малыша пропадает интерес к подобным видам деятельности и тормозится процесс развития.

Крупная моторика

В году 15 месяцев малыши, как правило, уже умеют самостоятельно ходить и даже бегать. Им под силу спуститься и подняться по лестнице, придерживаясь за руку взрослого, или перешагнуть через препятствие на пути. Дети этого периода жизни в той или иной степени умеют координировать свои движения и в состоянии оборачиваться назад, поворачиваться в сторонки, наклоняться, самостоятельно садиться и вставать. Если ребенок еще не способен ходить без поддержки, пусть ходит, держась за длань или за один палец. Со временем он почувствует себя увереннее и пойдет сам.

Ребенок в 1 и 3 месяца привыкает к самостоятельности

Кроме ходьбы у ребенка появляется целый ряд иных умений:

  • залезть на диван и слезть с него;
  • встать на цыпочки;
  • топнуть ногой;
  • толкать перед собой или тянуть вслед игрушку;
  • поднять руки вверх, вперед и в стороны;
  • завести руки за спину;
  • поднять руки над головой;
  • вертеть кистями рук и пальчиками.

В этом возрасте дети часто падают, могут резко менять направление движения и порой практикуют хождение задницей наперед. Задача родителей – сделать пространство, в котором перемещается ребенок, максимально безопасным. Убрать из пределов досягаемости все объекты, представляющие угрозу для малыша, а также зафиксировать все дверцы и выдвижные ящики шкафов, в которых хранятся предметы, не назначенные для игры.
[embedded content]

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики каждого ребенка имеет свои особенности, но, обыкновенно, в возрасте 1 года 3 месяцев малыши уже умеют удерживать игрушку одной рукой, а второй производить над ней различные манипуляции. В этом году у детей, как правило, уже развит «пинцетный захват», то есть, они в состоянии взять мелкий предмет при помощи большого и указательного перстов.

Среди основных умений, за которые отвечает мелкая моторика, можно назвать следующие:

  • переворачивать несколько страниц книжки одновременно;
  • держать карандаш и рисовать каракули;
  • держать ложку и использовать ее по назначению;
  • пользоваться кружкой;
  • собирать пирамидку в произвольном распорядке;
  • открывать пакеты и разворачивать свертки;
  • правильно размещать игрушки-вкладыши разной формы;
  • ставить кубики один на иной;
  • откручивать крышки.

Игры с сыпучими веществами являются прекрасным развивающим фактором. Для подобных игр подойдут красная и белоснежная фасоль, гладкие разноцветные камушки, горох, в них можно спрятать небольшие предметы, которые ребенок будет с вящим удовольствием отыскивать. Главное помнить, что нельзя оставлять ребенка одного во время такой игры, иначе кушать вероятность, что он проглотит мелкие детали.

Развитие мелкой моторики в год и три месяца

Работа с мягким пластилином также способствует развитию мелкой моторики. Можно ручками малыша скатывать шарики и колбаски, чтобы после сделать из них красивую аппликацию на картоне, придавливая получившиеся элементы пальчиками.

Пластилин для мелкой моторики

Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, такие как «Сорока-Белобока» или «Ладушки». Эти упражнения подходяще сказываются на укреплении мелких мышц кистей рук и развитии координации. Очень эффективны игры с резиновыми игрушками, какие ребенок сжимает в такт стихотворению. Огромное количество различных пестушек и потешек, от фольклорных до современных, можно отыскать в сети интернет и специальной детской литературе. Важно помнить о необходимости подобных игр, потому что они благотворно влияют на развитие тонкой моторики, которая в свою очередь оказывает непосредственное влияние на психологическое развитие и рост интеллектуальных способностей ребенка.

Психическое развитие

Ребята в этом возрасте крайне любознательны и активны. Они начинают внимательно присматриваться к взрослым, которые их окружают. И пытаются копировать их поступки, изображать, как папа разговаривает по телефону, поднося трубку к уху, или как мама ухаживает за собой перед зеркалом, расчесывая волосы.

Ребенок в год и три копирует действия родителей

Малыши уже осознают, что если очутиться на краю дивана или стула, то можно упасть, а если стукнуться головой, то будет больно.

На данном этапе развития дитя понимает просьбы взрослых и способен выполнять ряд поручений, например, принести машинку, посуду, одежду. Он уже способен обобщать понятия, но пока не способен четко дифференцировать объекты. Например, если попросить его принести машинку, то он, скорее всего, принесет несколько разных, если же попросить шапку, то он захватит кепку, косынку, панаму или любой иной головной убор. В этот период жизни малыш уже осознает, что такое распорядок дня и понимает, что вечером следует убирать игрушки, умываться, ложиться почивать. Поэтому самое время родителям приучать ребенка к режиму.

Эмоциональная сфера

Правильное развитие эмоциональной сферы является закладом становления ребенка как личности в будущем. Дети, которым исполнился один год и три месяца, находятся на той стадии, когда все, выходящее вокруг, вызывает у них яркие эмоции, которые они пока не в состоянии контролировать. В силу отсутствия жизненного опыта, ребята любое свое состояние воспринимают как постоянное. То есть, если ребенок замерз, или голоден, он считает, что теперь он вечно будет чувствовать себя именно так, поэтому он искренне переживает и плачет. Задача родителей обеспечить ребенку полноценный комплект положительных эмоций, максимально оградить от негативных. Чтобы эмоциональное развитие было полноценным, нужно уделить особое внимание кое-каким моментам.

  1. Комфортная психологическая атмосфера дома. Дети прекрасно чувствуют эмоции взрослых, даже хорошо контролируемые. Если дитя видит негативные эмоции, проявляемые родителями, то в будущем он будет принимать такое поведение как единственно верный выход из любой ситуации. С иной стороны, если в семье царят мир, любовь и взаимное уважение, ребенок научится так же относиться к окружающим.
  2. Совместные игры со взрослыми и детьми. Лишь при живом общении идет полноценное развитие эмоциональной сферы. Ни один мультфильм или развивающая игра на планшете не даст такого числа положительные эмоций, как взаимодействие с другим человеком. Даже если в игре со сверстниками наступает конфликтная ситуация, взрослый вечно сможет ее разрешить, найдя компромисс или сумев отвлечь ребенка. В то же время, малыш увидит пример мирного позволения споров.
  3. Посещение новых мест. Прогулка в парке, путешествие по городу или поход в детский театр – это невероятное число новых впечатлений и эмоций, благотворно влияющих на развитие психики, интеллекта и способствующих познанию окружающего мира.

Вытекает помнить, что перегружать ребенка столь нежного возраста впечатлениями не стоит, иначе он переутомится и вместо положительного эксперимента получит лишь усталость и плохой сон.

Положительные эмоции для ребенка

Малыши этого возраста, как правило, жизнерадостны и лишены серьезных страхов и тревог. Если дитя мало эмоционален или тревожен, то необходимо задуматься о возможных проблемах.

Познавательная деятельность

Основная познавательная деятельность ребенка в году 1 года 3 месяцев проходит через игру. С этого периода начинается этап совместных игр со взрослыми и сверстниками. Малыши в состоянии лепить фигурки из песка при поддержки формочек, катать коляски, тележки, возить машинки. Некоторые дети пытаются играть в мяч, ловить его или пинать.

Игры для малышей в год и три

Кроха уже соображает причинно-следственные связи. Например, если столкнуть игрушку со стола, то она упадет на пол. Ориентируются в основных формах (шар, квадрат), умеют различать краски и размеры. На данном этапе развития высок интерес к застежкам, шнуркам, кнопкам, липучкам. Отличным развивающим материалом сделаются:

  • интерактивные книжки, содержащие множество деталей, с которыми можно взаимодействовать;
  • бизиборды – развивающие доски с замками, картинками, выключателями, различными видами тканей.

Дети данного периода жизни начинают понимать стихи и короткие рассказы, они с удовольствием рассматривают картинки в книжках и внимательно слушают, что им декламируют. Начинают узнавать различных животных и предметы, изображенные на картинках. Хороший толчок в развитии дает игра с кубиками, пирамидками, а также различными логическими игрушками, при взаимодействии с какими нужно вложить предмет определенной формы в соответствующее отверстие. Если новая игрушка ребенка пока не заинтересовала, не стоит расстраиваться и заставлять кроху резаться, со временем он сам примется исследовать новый предмет. Внимание малыша в этом возрасте может быть сосредоточено на одном поступке или предмете не более 10-15 минут. Поэтому любые развивающие игры не стоит растягивать на долгое время.

На данном этапе развития ребенку необходимо прививать понятии о том, что можно делать, а что нельзя. Он уже в состоянии осознать, что может представлять для него опасность, а также мастерить различия между своими и чужими вещами и понимать, что чужое нельзя брать без разрешения.

Речевое развитие

Развитие выговоры у ребенка одного года трех месяцев зависит от нескольких факторов.

  1. Анатомический. Правильное формирование речевого аппарата, нормальное развитие мышц рта и щек.
  2. Физиологический. Развитие тонкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга.
  3. Эмоциональный. Благоприятная психологическая атмосфера в семье.
  4. Социальный. Достаточное число общения со старшими родственниками

К этому возрасту дети, в большинстве случаев, уже умеют произносить от 5 до 20 слов, таких как «дай», «нет», «да», «мама», «папа», «ам», «пи». При этом инертный словарь малыша гораздо шире. Он уже знает:

  • имена родственников и друзей;
  • названия животных;
  • названия предметов;
  • наименования различных действий;
  • звуки, которые издают животные или окружающие его предметы.

Речевое развитие в год и 3 мес

Недостаток речевой деятельности малыш успешно компенсирует жестами, указывая на тот или другой предмет и давая понять, чего он хочет. Такие указания могут сопровождаться мычанием, а согласие или отказ могут выражаться кивком или покачиванием башки из стороны в сторону.

Чтобы стимулировать речевое развитие, необходимо как можно чаще общаться с ребенком, объясняя по нескольку раз наименования тех или иных предметов и действий. Необходимо стимулировать вербальное выражение эмоций при помощи междометий, вроде «ах!», «ай-я-яй!», «эх!», а также озвучивать звукоподражательные конфигурации, такие как «ав-ав», «бип-бип», «мяу-мяу». Помимо упражнений и занятий, следует выделить два фактора, отвечающих за верное развитие: питание и сон являются важными составляющими нормального физического и психологического роста малыша.

Питание: пищевой рацион и меню

Развитие и стол ребенка взаимосвязаны, в этом возрасте дети должны получать полноценный прикорм, дающий им силы и энергию. Чтобы стол было сбалансированным, и ребенок получал с пищей полный набор необходимых витаминов, минералов и микроэлементов, в рацион должны входить:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • овощи;
  • фрукты;
  • молочные продовольствие;
  • хлеб.

Меню ребенка в 1 год и 3 мес.

Все продукты подаются в протертом виде, так как он еще не научен полноценно пережевывать пищу и может подавиться. Со временем необходимо менять степень измельчения пищи, постепенно увеличивая кусочки в зависимости от количества зубов, которые прорезались к этому поре. У некоторых детей этого возраста уже есть почти все зубы, а у некоторых рост зубов задерживается.

Кормить детей необходимо 5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа, собственно за это время пища полностью усваивается в организме крохи. Не следует устраивать перекусы между основными приемами еды, это негативно скажется на аппетите. Особенно не стоит давать ребенку сладости. Их употребление, по возможности, отложите до наступления трехлетнего года.

Примерное меню ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев может выглядеть следующим образом.

Завтрак
  1. Каша (овсяная, кукурузная, пшенная, гречневая)
  2. Напиток (чай, молоко)
  3. Бутерброд (масло, или масло с влажном)
Обед
  1. Суп
  2. Мясо или рыба
  3. Гарнир (овощи, крупы, макароны)
  4. Напиток (сок, чай, компот)
Полдник
  1. Творог или фруктовое пюре
  2. Печенье (ребяческое)
Ужин
  1. Каша или овощное пюре
  2. Чай

Пятым приемом пищи может стать грудное молоко, если малыш еще есть на грудном вскармливании, либо кефир. Новые продукты в рацион ребенка вводите постепенно и понемногу, тщательно следя за реакцией организма. Если продукт “не идет”, вытекает немедленно исключить из рациона.

Режим дня

Четкое соблюдение режима дня благотворно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а значит, и на психическом развитии. Когда дитя видит, что все в его мире идет привычным ходом и понимает, что за одними действиями неизбежно следуют другие (например, после обеда необходимо идти спать, а после полдника можно поиграть), он спокоен, потому что ощущает стабильность и чувствует себя в безопасности.

Пуще всего, дети сами подбирают свой режим дня. Родителям надо только внимательно проследить, когда и что предпочитает мастерить ребенок. Некоторые дети в этом возрасте еще спят два раза в день, а кому-то достаточно одного. Кто-то встает ни свет, ни заря, а некто спит до 8 утра. Кто-то выходит гулять в полдень, а кто-то в это время уже идет обедать.

Сон, питание ребенка в год и три месяца

Внутренние ритмы любого ребенка индивидуальны, поэтому проще под них подстроиться, чем идти в разрез с потребностями малыша.

Это примерный распорядок дня, но временные интервалы у любого ребенка будут свои.

7.00 Подъем
7.00 – 7.30 Умывание
7.30 – 8.00 Зарядка
8.00 – 8.30 Завтрак
8.30 – 9.00 Рисование, чтение книг
9.00 – 11.30 Прогулка
11.30 – 12.00 Завершение гуляния, подготовка к обеду
12.00 – 12.30 Обед
12.30 – 14.30 Дневной сон
14.30 – 15.30 Подъем и самостоятельные игры
15.30 – 16.00 Полдник
16.00 – 18.00 Прогулка
18.00 – 19.30 Завершение прогулки, игры, подготовка к ужину
19.30 – 20.00 Ужин
20.00 – 21.00 Водные процедуры
21.00 – 21.30 Кефир (грудное молоко)
21.30 Ночной сон

Как правило, к году 1 года и 3 месяцев дети, в отличие от годовалых малышей, уже отказываются от ночных кормлений, но некоторые все еще просыпаются, чтобы перекусить. Если дитя находится на грудном вскармливании, то ночное кормление вреда не принесет. Но вот смесями лучше не увлекаться, так как это может привести к развитию кариеса.

На этом этапе развития происходит перестройка режима и переход с двойного дневного сна на один. Поэтому вопрос, сколько должен почивать ребенок этого возраста, может иметь лишь примерный ответ – около 13 часов в день, вящая часть которых должна приходиться на ночь. Малыш может часто просыпаться по ночам не только от голода, винами плохого сна могут быть и другие факторы.

  1. Привычка засыпать на руках, с соской, с бутылочкой. В тех случаях, когда в разуме малыша засыпание тесно связано с каким-либо предметом или действием, ребенок, проснувшись ночью, уже не может самостоятельно уснуть. Один-единственным выходом из такой ситуации должен стать отказ от ритуалов, сопутствующих засыпанию.
  2. Переутомление. Если ребенок получил за день избыточное число впечатлений, спал меньше, чем привык или лег позже, чем следует, не стоит ждать, что он всю ночь будет спать «без задних ног». Визави, он будет просыпаться и капризничать, поэтому важно четко соблюдать распорядок дня.
  3. Рост зубов и новые навыки. Когда у ребенка режутся зубы, особенно клыки, он чувствует сильный дискомфорт, облегчить который можно при помощи специальных анестезирующих средств, разработанных специально для таких случаев. Если дитя только учится вставать, ходить, бегать, он также может проявлять во сне беспокойство.
  4. Гигиена сна. Возможно, малыш свыкся спать в определенных условиях, таких как определенная температура, уровень шума, свет, а потом что-то поменялось. Так, стало жарче, светлее, тише/громче. Постарайтесь оценить обстановку и понять, изменилось ли что-то в окружающей окружению. Если нет, то этот фактор можно исключить.

Ребенок просыпается по ночям в год и 3

Если режим сна малыша нарушен, но ни один из вышеперечисленных факторов не проясняет ситуацию, значит стоит задуматься о вероятных медицинских проблемах и своевременно обратиться к врачу.

Развитие ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев – это один из самых увлекательных и серьезных этапов жизни малыша, ведь буквально за два месяца он обретает некоторую самостоятельность действий и начинает по-новому воспринимать и познавать мир. Любой родитель должен разумно и ответственно походить к вопросам развития и воспитания, не забывая об индивидуальности ребенка, понимая, что основное – это любовь и терпение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here