Во другой год жизни ребёнок быстро растёт и развивается, активно познает окружающий мир и осваивает новые навыки и умения. В одинешенек год и десять месяцев малыш многое умеет, и его родители должны не только способствовать гармоничному развитию, но и отслеживать соответствие его темпов общепринятым нормам. Из этой статьи вы узнаете показатели, на которые следует ориентироваться.
Содержание
Содержание:
Физические параметры
Рассмотрим в таблице основные физиологические параметры для девочек, достигших возраста 22 месяца:
Параметр | Средние значения |
Рост (в см) | 82-90 |
Вес (в кг) | 10,5-12,5 |
Обхват груди (в см) | 47,9-54 |
Окружность ребяческой головы (в см) | 46-50,1 |
В следующей таблице рассмотрим средние нормы для мальчиков:
Параметр | Усредненные значения |
Рост (в см) | 83-91 |
Вес (в кг) | 11-13,5 |
Обхват ребяческой головы груди (в см) | 48,5-55 |
Окружность (в см) | 47,5-51 |
Эти значения усреднены, поэтому строго ориентироваться на них не стоит. Небольшие отклонения допустимы. Значительно, чтобы вес и рост увеличивались пропорционально. Так, месячный прирост в среднем составляет 5-10 мм, а привес – 100-200 г.
Физические навыки
Физиологическое развитие в 22 месяца охватывает умения:
- долго ходить, не спотыкаясь и преодолевая препятствия;
- бегать и прыгать;
- всходить по лестницам и спускаться с них;
- легко забираться на разные предметы (стулья, диваны, табуреты) и слезать с них, не падая;
- бросать и пробовать ловить мяч, пинать его ногами достаточно долгое время;
- стоять на одной ноге с опорой, удерживать баланс.
Бытовые навыки
Что должен уметь дитя в 1 год и 10 месяцев в плане быта?
- Использовать для употребления пищи ложку и вилку, пить из стакана или чашки.
- Пробовать самостоятельно одеваться и раздеваться. Ребёнок может надевать и снимать штаны и футболки. Возможны попытки обуваться, но пока малыш будет путать правую и левую ногу, не управится со шнуровками.
- Мыть с мылом руки, умываться. Также ребенок вытирается полотенцем.
- По назначению использовать горшок и контролировать свои физиологические надобности. Но некоторые дети в таком возрасте ещё носят подгузники либо периодически справляют естественную нужду в трусики (во сне, во пора активных игр и увлекательных занятий).
- Убирать за собой разбросанные по полу игрушки. Также малыш может помогать мастерить уборку взрослым, например, пробовать мыть и подметать полы, стирать пыль с предметов мебели.
- Примитивно бегать за питомцами: предлагать им корм, наливать воду в миску, гладить, впускать домой и выпускать за дверь.
- Помогать по дому, выполняя несложные поступки: доставать из стиральной машины белье и подавать его родителям, относить грязную посуду в раковину, приносить одежду для гуляний.
Интеллектуальные способности
Умственное развитие малыша включает такие важные умения:
- рисование линий или простых геометрических фигур карандашами или фломастерами;
- собирание сортеров или несложных пазлов;
- построение простых конструкций из кубиков (небольших башенок, например);
- понимание и выполнение просьб, предполагающих несколько последовательных поступков (пойти в спальню, взять машинку и принести её);
- идентификация и дифференциация простейших фигур (малыш может различать квадраты и сферы);
- узнавание на фотоснимках близких людей и себя;
- ответы на задаваемые вопросы типа «Что это?», «Кто это?»;
- называние некоторых объектов и объектов, животных, частей тела;
- запоминание и воспроизведение простых мелодий;
- дифференциация контрастных размеров – маленьких и больших объектов;
- распознавание фактуры, массы и температуры предметов;
- улавливание интонации собеседников и реагирование на неё словами или эмоциями (радостью, тревожностью, расстройством).
Выговор
В 1 год и 10 месяцев девочка или мальчик стремительно осваивает родной язык. Активный лексикон, используемый уместно и осознанно, вводит от 50 слов до 100, у некоторых малышей до 200-300. Многие дети без проблем называют знакомые предметы и предметы, явления природы, события, части тела.
Ребенок может начинать говорить предложениями, последовательно связывая от двух до четырёх слов. Некоторые малыши способны отвечать на вопросы, озвучивать желания и просить о чём-то.
Но речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс. Если ваш кроха в год и десять месяцев использует итого 5-10 слов, это считается вариантом нормы. Некоторые дети в таком возрасте практически молчат или бессвязно лепечут. Но в 22 месяца малыш должен соображать речь, то есть реагировать на слова. Если понимания и реакции нет, следует сообщить об этом педиатру, чтобы он дал курсы к узким специалистам (неврологу, логопеду, отоларингологу).
Психоэмоциональная сфера
В 22 месяца ребенок развивается психоэмоционально, начинает взаимодействовать с опоясывающим миром. В таком возрасте идет формирование характера, которое может протекать непросто и требовать от родителей терпения и поддержки.
Кроха начинает соображать, что можно получать помощь. Например, когда сломалась любимая игрушка, или не удаётся достать какой-то предмет самостоятельно, дитя просит помочь родителя (словами, жестами, эмоциями).
В 22 месяца малыши любят оказываться в центре внимания, возбуждать реакцию окружающих. Так, выполняя какие-либо действия, ребенок внимательно смотрит, как на это реагируют окружающие. Кроха способен демонстративно демонстрировать свои умения и достижения, причем не всегда правильные и нужные: он может специально бросать предметы, прыгать с дивана.
Рассмотрим психоэмоциональные проблемы, с какими могут сталкиваться родители малышей:
- Капризы. Дети в таком возрасте капризничают по разным поводам: в ответ на запрещения, с целью получить что-то желанное, но недоступное. Дочка или сын может громко кричать и плакать, махать руками, кататься по полу, стучаться кулаками. Как вести себя в таком случае? Использовать тактику выжидания. Просто спокойно подождите, пока малыш утихнет и поймет, что не получит то, чего хочет. Если каприз перерастает в истерику, успокойте кроху, обнимите, скажите нежные слова. Также можно попытаться переключить внимание на что-то интересное. Но не потакайте капризному поведению, иначе оно будет использоваться в качестве инструмента манипулирования.
- Идиотские просьбы, например, обуть дома сапоги или снять шапку на улице в холодную погоду. Это связано с ограниченностью познаний. Если кушать возможность, выполняйте просьбы. Так малыш будет понимать, что они бессмысленны и ошибочны, и это поможет осваивать новую информацию, дополнять и формировать полотно мира.
- Демонстрация беспомощности. Уверенно ходящий и быстро бегающий ребенок может внезапно начать проситься на длани, и это тоже абсолютно нормально. Он понял, что родители больше не помогают перемещаться. Но крохе по-прежнему нужны поддержка и эмоция защищенности. В такие моменты можно обнять сына или дочь, ласково поговорить, иногда взять на руки.
- Заявки. Ребёнок может выбирать и просить только определенные игрушки, предметы одежды и посуды. Так он прощупывает границы дозволенного, пытается контролировать ситуацию и выявлять пояс своего контроля. Если малыш соглашается есть только из собственной тарелки, не стоит отказывать в этом.
- Ярое стремление к самостоятельности. Дитя может становиться самостоятельным и отказываться от помощи. Иногда нужно помогать, но лучше делать это осторожно и ненавязчиво, чтобы кроха исподволь осваивал новые умения и не терял уверенность в себе.
- Отсутствие инстинкта самосохранения. Да, малыши могут намеренно или неосознанно основывать опасные обстоятельства, не понимая угроз. Родители должны всегда быть начеку и минимизировать риски.
Социальное развитие
Малыш тянется к сверстникам и всячески пытается контактировать с ними: резаться, общаться, что-то делать вместе. Дети внимательно слушают разговоры взрослых и пытаются вникать в них. Малышам значительна реакция близких людей, особенно папы и мамы: если кроха замечает одобрение, он воодушевляется и продолжает мастерить то, что делал.
Так как в два года многие детки начинают посещать детский сад, то к этому периоду нужно постараться подготовить малыша к общению со сверстниками. Посещайте ребяческие площадки, обучайте сына или дочь базовым правилам поведения. Учите кроху делиться, не драться, не начинать конфликты, участвовать в коллективных делах и играх.
Режим дня
В возрасте 1 года и 10 месяцев малыш спит около 12-14 часов, а в остальное время бодрствует и постигнет мир. Ночной отдых длится от 10 до 12 часов. Днем ребенок спит один раз в течение 1,5-2,5 часов. Просыпаются ребята по-разному: одни утром встают раньше, другие дольше спят. Но нужно постепенно готовить малыша к визиту детского сада и будить в одно и то же время.
В таблице рассмотрен примерный режим:
Время | Действие |
8:00-8:30 | Пробуждение, утренняя гигиена, переодевание |
8:30-9:00 | Завтрак |
9:00-10:30 | Дела дома |
10:30-10:45 | Сборы на прогулку |
10:45-12:30 | Прогулка |
12:30-13:00 | Переодевание, подготовка к обеду |
13:00-13:30 | Обед |
13:30-13:45 | Подготовка к дневному сну |
13:45-15:45 | Дневной отдых |
14:45-16:00 | Пробуждение, подготовка к зачислению пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Занятия, игры дома, сборы на прогулку |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Переодевание, подготовка к ужину |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:30 | Общение, совместное времяпровождение |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному передышке |
21:00-8:00 | Ночной сон |
Этот распорядок примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учетом особенностей и потребностей конкретного ребенка.
Стол
Питание в год и десять месяцев разнообразно. Если остальные члены семьи предпочитают здоровую пищу, можно переводить малыша на всеобщий стол. Рацион обязательно должен включать крупы, рыбу и мясо, птицу, яйца (не чаще раза в два дня), свежие ягоды и фрукты, овощи, кисломолочные и молочные продовольствие, сливочное и растительные масла, хлеб (желательно пока только пшеничный, бездрожжевой). Под запретом сладости, полуфабрикаты, копчености, консервы, колбасные изделия, маринованные блюда, жирная и заостренная пища.
Предлагаем примерное меню:
- Завтрак: мультизлаковая каша на молоке с ягодами, детский чай.
- Обед: овощной суп, паровая котлетка, картофельное пюре, немножко отварной тертой свеклы, кусочек хлеба, компот.
- Полдник: галетное печенье, любой фрукт (яблоко, груша), йогурт.
- Ужин: овощное рагу, отварная или тушеная рыба, сок.
Занятия и игры для гармоничного развития
Чтобы темпы развития отвечали нормам, нужно активно и постоянно заниматься с малышом. Особенно полезны следующие игры и занятия:
- рисование восковыми мелками, неопасными пальчиковыми красками и карандашами;
- лепка из детского пластилина или солёного теста;
- игры с кинетическим песком или в песочнице;
- пение песен, пляски;
- развивающие игрушки: сортеры, пазлы, конструкторы с крупными деталями, бизиборды;
- чтение книг и рассматривание картинок;
- сюжетные игры с мягкими игрушками, куклами;
- дела по авторским методиками (Монтессори и другим);
- потешки, короткие стишки, считалки;
- изучение фигур, цветов, новых объектов и животных (по картинкам или в реальной жизни);
- игры с мячом;
- прятки.
Мальчики и девочки: есть ли различия?
Есть ли отличия в развитии и росте мальчиков и девочек в 1 год и 10 месяцев? Да, разница затрагивает следующие аспекты:
- Физические параметры. Обыкновенно мальчики крупнее девочек. Но вес и рост зависят не только от пола, но и от наследственности, индивидуальных особенностей детского организма, состояния здоровья.
- Темпы развития. Мальчишки быстрее развиваются физически, но отстают в умственном развитии. Девочки хуже ориентируются в пространстве, но раньше начинают сообщать и осваивают горшок.
- Познавательные процессы. Мальчики познают многое наощупь, всё трогают, разбирают. Им важно осваивать пространство. Девочки склонны следить и рассматривать предметы вблизи, они дольше удерживают внимание на чём-то.
- Эмоциональные аспекты. Девочки менее агрессивны и покойнее переносят разлуку с родными, их эмоции просты и могут описываться. Эмоциональный фон мальчиков сложнее, они хуже контролируют себя, склонны к агрессии.
Рекомендации родителям
Напоследок несколько рекомендаций родителям:
- При любых явных нарушениях покажите малыша врачу.
- Регулярно мастерите с крохой утреннюю гимнастику. Вместе выполняйте простые упражнения.
- Не забывайте о гигиене: умываниях и чистках зубов, стрижке ногтей, купаниях, очищении ушек.
- Не спрашивайте от малыша многого и не сравнивайте его с другими детьми.
- Чаще демонстрируйте любовь, участие и поддержку.
- Старайтесь приучать сына или дочь к горшку. Многие детки в таком году готовы к этому. Но если процесс протекает со сложностями, прервите его или пересмотрите методику приучения.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, не лишь оценивайте его соответствие нормам, но и помогайте крохе, любите его и поддерживайте.
Что почитать
Ознакомьтесь и с другими полезными статьями о развитии малышей: