Мой ребенок рассеянный – что делать?

332

Когда недавно моя дочь покинула возле магазина велосипед и вспомнила про него только поздно вечером, я поняла – нужно что – то предпринимать. До этого был покинут в кабинете школы (спасибо учителям – вернули) мобильный телефон, потеряно несметное количество карандашей, ручек и прочих мелочей. К тому же разузнать, когда будет родительское собрание, на что собирают деньги в родительском комитете, в какое время будет проходить экскурсия – попросту нереально. Мой ребенок ничего этого не помнит, как и многие другие дети в ее классе. Хотя учительница много раз повторяет одно и то же. В чем же вина такой рассеянности, и что делать родителям? Поговорим об этом.

Основные причины рассеянности детей

Содержание

В дошкольный этап не так были заметны моменты, когда ребенок был невнимательным. Но в школе такая проблема стала действительно явной. Нередко вина могут идти из глубокого детства, но есть и другие, приобретенные в более взрослом возрасте.

Нехватка внимания со сторонки взрослых + гиперактивность

  1. Если у малыша есть такой диагноз, то он не может задерживать внимание на одном предмете длинно. Максимум 10 – 15 минут. Школьные уроки превращаются в пытку, ведь высидеть 40 минут просто не представляется вероятным.
  2. Такие дети очень неусидчивы и совершенно невнимательны. Импульсивность часто становится причиной забывчивости и отсутствия концентрации.
  3. Дома выполнение заданий постоянно сопровождается плачем, переписыванием конспектов и непониманием самых простых тем школьной программы. Происходит это по причине того, что школьник не слушает преподавателя, а занимается своими делами или активно общается с соседом по парте. Его внимание не фокусируется на предмете изучения.
  4. Если не предпринимать никаких поступков при первых признаках, которые проявляются еще перед походом в первый класс, то контролировать учебный процесс более старших детей взрослым сделается практически невозможно.
  5. Внимание родителей часто бывает недостаточным. Многие заняты исключительно добыванием средств к существованию, всегда уставшие и измотанные, находящиеся на грани развода. Детьми заниматься некогда. В итоге ребенок, предоставленный сам себе, начинает болеть глубокую личностную драму, чувствуя себя ненужным и не любимым. Откуда же тут взяться желанию учиться и быть внимательным?

Гиперактивность и неусидчивость детей

Рекомендация: родителям необходимо приложить массу усилий, чтобы научить малыша усидчивости. Если этого не сделать в начальных классах, то после ребенок просто не справиться с программой в старшей школе.

Проблемы со здоровьем

Болезненность детей в наше время уже сделалась едва ли не нормой. Иммунитет низкий, защитные силы организма слабые. В результате постоянные вирусы, простудные заболевания и многие иные, нередко весьма серьезные недуги.

Ребенку, постоянно находящемуся под воздействием различных лекарств, не хватает сил, чтобы быть деятельным и сконцентрированным. Вялость, быстрая утомляемость и рассеянность становятся постоянными ежедневными спутниками.

Совет: старайтесь не закармливать малыша таблетками и микстурами. Сделайте упор на свежие фрукты и овощи, закаливание, порядок дня, занятия спортом и ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Особенности ЦНС

  • У всех детей центральная нервная система (ЦНС) может быть различной. Если нервная система подвижная, то ребенку несложно переключать быстро внимание и схватывать, запоминать любую информацию, сообразно его возрасту.
  • Но когда нервы слабые, малыш не успевает быстро сконцентрироваться. Ему тяжело быстро усвоить сказанное преподавателем или родителями. А иногда тяжело выполнить не только просьбу, но и уроки делаются до самого позднего вечера.

Особенности ЦНС у детей

Совет: в подневольности от состояния психики и нервной системы, а также индивидуальных особенностей ребенка, вам необходимо научиться правильно планировать его дела и весь режим дня. Важно, чтобы учеба и отдых чередовались, а сын или дочь могли отдохнуть.

Негативная обстановка в семейству

  1. Если в доме постоянно выясняют отношения, неуважительно относятся друг к другу, то такое поведение старших бесспорно сказывается на поведении и состоянии детей.
  2. Вместо того, чтобы думать об уроках и своих детских заботах, дитя постоянно прислушивается, не начинается ли новый скандал. Постепенно это входит в привычку. Такие дети плохо развиваются как личности, нередко отстают в развитии от своих сверстников психически и физиологически.
  3. Агрессия, проявленная в сторону детей, да еще и регулярно, делает их замкнутыми и нелюдимыми. Дети перестают обращать внимание на внешний мир, а вяще концентрируются на своем внутреннем состоянии. Нередко причиной невнимательности становится страх.

Совет: родителям в таком случае спешно требуется пересмотреть свое поведение и принимать меры. Для начала немедленно прекратить скандалы в доме, подумать не о своих расположениях, а о ребенке.

Отсутствие рабочего места

Иногда в квартире мало места, особенно, если в семье много детей. Элементарно у школьника нет своего стола, покойной обстановки для выполнения уроков и отдыха.

Необходимость рабочего места для ребенка

Если ребенок делает уроки на кухне или в гостиной, то его могут постоянно отвлекать инородными разговорами. Работающий круглосуточно телевизор очень мешает сосредоточиться на выполнении заданий.

В итоге дети перестают на интуитивном уровне вкладывать свои силы в учебный процесс. Такое же поведение проявляется не только при выполнении уроков и в школе, но и в собственном общении. Ребенок становится крайне рассеянным, забывает убрать за собой вещи, помыть посуду, приготовить необходимые книги и тетради в школу на следующий день.

Совет: с самого первого класса родителям следует не только продумать, где будет индивидуальное рабочее пункт ребенка, но и помочь ему организовать свое пространство. А также никакие посторонние раздражители не должны мешать малышу мастерить уроки: телевизор, музыкальный центр должны быть выключены.

Слишком большие нагрузки (физические и эмоциональные)

  • К сожалению, в наши дни школьная программа нередко спрашивает от детей максимальной отдачи. Не все справляются с такой нагрузкой. Иногда уроки приходится выполнять до самого позднего вечера. В итоге нарушается режим дня, ребенок не высыпается.
  • Постоянная нервозность, напряжение, непонимание учебного материала заставляют детскую психику собственно при помощи рассеянности и невнимательности (они выполняют функцию защиты) отгораживаться от слишком большого пласта информации.
  • Огромную роль играют гаджеты. Вместо гуляния на свежем воздухе, сын или дочь опять-таки получают новую информацию из телефона. Мозг работает постоянно в максимально деятельном режиме. Нервная система истощается.
  • Некоторые родители к тому же стараются заполнить весь день своих детей: вписывают их на все кружки. Дети элементарно выматываются, и к концу дня устают не хуже взрослых. В результате может наступить перевозбуждение и бессонница, плаксивость и все та же невнимание.

Постоянные нагрузки у детей

Совет: родителям необходимо учитывать состояние психики своих детей и научиться грамотно распределять нагрузку. Если вы видаете, что ребенок перестает справляться, оставьте из 3-х кружков один, но самый любимый, ограничьте время пользования мобильным телефоном и компьютером. Не забывайте проконтролировать соблюдение порядка дня.

Когда нет мотивации

  1. Учиться неинтересно, ходить на кружки не увлекательно. Знакомая ситуация? Уроки делаются наспех, как угодило, для родителей и учителей, чтобы лишний раз не трогали.
  2. Особый интерес вызывает только компьютер, общение с друзьями.

Невозможно поднять самостоятельного человека с активной жизненной позицией в данном контексте. Необходимо искать и находить интересные стороны в учебе. Без поддержки взрослых здесь не обойтись, ведь ребенку все кажется скучным и неважным. А выражается это в полном отсутствии заинтересованности, внимания и концентрации.

Все вина вполне узнаваемы практически каждым из нас. Вопрос об устранении рассеянности у ребенка должен подниматься как можно раньше, но при этом необходимо учитывать все тонкости развития детского организма, исходя из вопросов конкретного возраста.

Важно не усугубить положение, не привнести в жизнь сына и дочки дополнительный стресс, психологическую или эмоциональную травму.

Что нельзя делать родителям

От незнания и, нередко, от безысходности многие старшие начинают перекладывать ответственность на ребенка. Постоянно обвиняют его, читают целые лекции по поводу невнимательности. Впоследствии махонький человек начинает чувствовать себя неправильным и безнадежным.

Что нельзя делать, если ребенок рассеянный

Он начинает все время нервничать и беспокоиться, что забудет, не успеет, не припомнит вовремя. Чувство вины его полностью изматывает, а чувство несоответствия родительским ожиданиям делает несчастным. Результат получается плачевный. Специалисты в районы детской психологии выработали простую памятку для родителей в данной ситуации.

  1. Не ругать.
  2. Не насмехаться (“Посмотри на кого ты вылит – опять забыл помыть свою обувь и обул не те туфли в школу” – так воспитаете комплекс неполноценности).
  3. Не сравнивать с иными детьми (“Вася вон какой молодец, а ты ничего не помнишь как всегда” – этого ребенку говорить нельзя никогда).
  4. Не карать. (Физическими и моральными карами вы доведете своего ребенка до состояния невроза).
  5. Не перегибайте. (Не следует ходить сзади за чадом и выполнять его долги, следить и контролировать постоянно).

Вы должны понимать, что рассеянность и невнимательность могут иметь основную причину – ваши педагогические недоработки и нежелание воспринимать ребенка таким, какой он кушать. Эти недостатки должны решаться не детьми самостоятельно, а всей семьей, во главе с папой и мамой.

Общие рекомендации

  • Если дитя страдает от отсутствия концентрации, то нужно показать при необходимости неврологу и психологу. Специалисты помогут выяснить основные вина и способы избавления от них.
  • Обеспечьте режим дня, рабочее место. Не следует оставлять детей в одиночестве со своими проблемами. Помогайте в учебе, но при этом не мастерите домашнее задание за школьников.
  • Приучите сына и дочь проверять написанное им дополнительно. Вторичная проверка приучит их вовремя находить неточности и промахи. Не забывайте хвалить и поощрять за самые небольшие успехи.
  • Создавайте мотивацию. Объясняйте, что компьютерные игры – это далеко не все, чего стоит домогаться в жизни. Сначала делаются первостепенные дела, а затем второстепенные. Помогите организовать свой день.
  • Подключите добавочные занятия: собирайте вместе пазлы, развивающие внимание, рекомендуется учить наизусть стихи или описывать картинки с нарисованными объектами по памяти. Вы можете заранее написать текст с ошибками и попросить ребенка его проверить. Проводите занятия в игровой конфигурации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here