Вот уже 5 лет как моя дочь – круглая отличница. Как выясняется, кушать в этом плюсы и свои минусы. С одной стороны, ребенок очень старательный, собранный, никогда не допускает невыполнения домашнего задания, а с иной – обладает гиперответственностью, которая делает из него маленького взрослого. При малейшей неудаче – сильное расстройство и испорченное расположение. Низкая оценка – настоящая трагедия. Так ли хорошо, когда дети – отличники и практически никогда не расстраивают родителей низенькой успеваемостью и плохим поведением? Об этом и поговорим.
Содержание:
Как влияет отличная учеба на здоровье
Содержание
Как часто мы видим детей со взрослым и положительным взглядом. Родители не таких успешных в учебе детей вздыхают и завидуют белой завистью, так как не надо тревожиться, что дитя опоздает или не сделает домашнее задание. Он перейдет улицу в нужном месте, и после уроков обязательно сам пойдет на английский стиль. Но мало кто задумывается, что такое поведение – вещь “не бесплатная”.
Завышенные требования учителей
- Обычно, педагоги довольно спозаранку, еще в младших классах, определяют уровень обучаемости и способностей всех детей в классе. Они выделяют отличника в отдельную группу и начинают его всегда “тянуть” на лучшую успеваемость.
- Если весь класс решает одни задачи, то отличнику домой задают порой совершенно другой материал, но углубленное объяснение не всегда дается. Остается родителям искать репетитора и проводить вместе дитятей часы за учебниками. А сделать нужно – иначе малыш просто не ляжет спать. Чувство ответственности выше посредственного.
- Поездки на все конкурсы, областные и городские олимпиады обеспечены. Даже если не хочется, или не позволяет здоровье – в школе не спрашивают. Надо поддержать честь школы и выступить!
Реакция ребенка:
- Исподволь начинает появляться панический страх и ожидание неудачи: “Ведь на меня рассчитывают, а я не понимаю материал! Я подведу!”. Так размышляет маленький человечек, учащийся на “отлично”.
- Можно заметить, что ребенок не хочет выполнять некоторые задания опять-таки из-за ужаса, что не сможет оправдать надежды. А если проблема – начинаются слезы и истерика.
- В некоторых случаях, если дети погодки, меньший старается догнать и перегнать старшего брата или сестру. Это удается, но итоговый результат может огорчить родителей.
- Непрерывное напряжение крайне негативно сказывается на состоянии здоровья – всего организма в целом и на ЦНС в частности. Появляется постоянный стресс, какой со временем приводит к таким проявлениям, как нервный тик, запинки в речи, кусание ногтей, бессонница.
- Это, так называемые, невротические знаки при непрерывной невротической готовности и повышенном эмоции ответственности. Если вы заметили такие признаки у своего сына или дочери, не теряйте времени и не ждите, что само пройдет. Шагайте к специалисту на консультацию и начинайте работу по устранению.
Что будет, если не предпринимать действий? Будет срыв – рано или поздно. Вероятно, в подростковом возрасте. Буквально за 1 учебный год ребенок может резко скатиться с 5 на 3 и даже 2. Начинается агрессивное отрицание и неприятие безотносительно всех предметов, ничего не вызывает интереса. Такова обратная сторона страха не быть первым и не справиться с ситуацией.
Что такое внутренняя пружина?
Случается, что малыш привыкает стараться, чтобы его похвалили. Но чаще всего, ему не позволяет расслабиться и проживать свое детство собственно эта внутренняя пружина, сжатая до максимума.
- Она постоянно заставляет соответствовать, быть первым, достигать результатов быстро и качественно. Махонький гиперответственный человек всегда поможет, держит под контролем поведение всех близких, знает, где кто-то из членов семейства что-то забыл и прочее.
- Психологи склонны считать, что такое поведение не сформировано семьей, а, скорее, привито обществом. Кушать определенная склонность, а социум лишь помогает развить сначала небольшую ответственность в гиперответственность.
- Наверняка, многие разузнали в данном описании своих детей-отличников. В этом случае необходимо знать, что эту внутреннюю пружину нужно и можно ослаблять.
Обучаемся разжимать внутреннюю пружину
Важно начинать упражнения с маленького возраста. Это никак не скажется на успеваемости, но ребенок при этом будет физиологически чувствовать себя намного лучше, и нервная система не будет страдать. Вы должны периодически говорить своему ребенку такие слова:
- “За эту ситуацию ты отвечать не должен”.
- “Ты не должен отвечать за все, что происходит вокруг”.
- “Ты можешь пока отдохнуть, а в данном вопросе мы справимся сами”.
- “За данную тему ты можешь получить 4, а не 5. Это будет неплохим результатом”.
- “По это предмету 4 вполне достаточно”.
- “Самое важное – не результат, а твое самочувствие и настроение, пока ты стремишься к этому итогу. Давай постараемся жить “здесь” и “сейчас”.
Ответственный ребенок – удобно для взрослых?
Если спросить себя беспорочно, то ответ положительный. И, желательно, родителям признаться в этом себе честно. Действительно, такой ребенок – настоящая находка: сам сделает задания, сам поиграет и найдет неопасное развлечение. Переживания сводятся к минимуму.
Когда в семье начинаются тяжелые времена или кризис, что чревато разводом, то ответственный дитя начинает постепенно исполнять задачи взрослых. Именно они в состоянии отчаяния и растерянности начинают перекладывать свои долги на ребенка.
Это касается не только физической помощи, но и эмоциональной нагрузки. В итоге сын или дочка занимают позицию взрослого, а родители (или одинешенек из них) – позицию несчастной жертвы, обиженной судьбой.
Вместо того, чтобы освободить ребенка от гнета взрослых проблем, родители еще вяще нагружают его. Это категорически неприемлемо для детской несформировавшейся психики. В результате дети не выдерживают ситуации и срываются.
Совет: Многоуважаемые родители! Помните, что не вы родились у своего ребенка, а он у вас! У него период детства, а вы обязаны обеспечить ему счастливые годы. Если малыш отлично учится, то это не значит, что он должен быть взрослым не по годам.
От чего следует отказаться педагогам в школе
Все в жизни меняется, и воспитательная, учебная система тоже. Но отдельный задания по-прежнему не только не развивают и не раскрывают в детях творческий потенциал, но и еще больше загоняют их в рамки. А это устаревшее курс, потому что все мы разные. И никогда не сможем стать одинаковыми.
Равнение на “образец”
- Малыш с повышенным уровнем ответственности нередко подпадает под влияние этой дошкольной и школьной практики.
- Даже на уроках труда необходимо смотреть на готовый образчик и сделать так же. Хорошую отметку получает тот, кто выполнит работу наиболее похожей.
- Но ведь это невозможно, потому что каждый дитя особенный, и видит мир по-своему. А педагоги представляют единственный правильный вариант, которому заставляют следовать всех. Дети-отличники весьма стараются сделать точно так же, а если не получается, то нервное напряжение возрастает.
Задания на скорость
- Самые неприятные для детей задания. Желая бы потому, что у каждого ребенка своя “шкала” скорости.
- Один делает быстро, другой медленно, но качественно. А ответственные ребята изо всех сил стараются сделать лучше всех, но не всегда получается. В результате – очередной стресс.
В итоге этих и аналогичных задач, какие регулярно ставятся в детских садах и школах, дети с повышенным чувством ответственности становятся детьми с повышенным степенью тревожности.
Регулирование ответственности – помогаем ребенку
Проблема в том, что дети не умеют регулировать этот процесс, а способность к саморефлексии лишь развивается. Поэтому взрослым необходимо помочь.
- Замените понятие “ответственность” на понятие “достоинство”, чтобы малыш соображал, как определять свое состояние. Подберите несколько фраз, ориентируясь на возраст, обстоятельства. Пример: ” Ты видишь и замечаешь намного вяще и лучше, чем остальные, поэтому остановись и подожди, пусть другие так же хорошо научатся замечать мелочи”.
- Часто ребенок-отличник агрессивно реагирует на ситуацию, когда что-то не получается. Он начинает винить остальных. Нужно понимать, что это не нападение, а всего лишь форма защиты. Поэтому, чтобы успокоить ребенка, подтвердите его невиновность. Значительно научить принимать проигрыш или случаи, когда от ребенка ничего не зависит.
- Если ваш школьник напряжен постоянно, это проявляется даже физиологически: в речи и тонусе мышц, то поможет массаж, бассейн или простое катание на качелях.
- Занимайтесь чаще творчеством: пишите, лепите, выполняйте задания без четко сформулированной итоговой задачи, приобретите ребенку кинетический песок.
- Говорите, что передышка не менее важен, чем работа. Пример в цикличности всего живого: все ночью спит, а днем бодрствует. Природа зимой отдыхает, а летом деревья и цветы вырастают и цветут.
- Делайте дыхательные гимнастики, где регулируется вдох и выдох. Равномерный ритм поможет ребенку расслабляться вовремя.
Самое значительное: показывайте пример, подтверждайте убеждения поступками. На выходных выходите на природу, читайте книги и общайтесь побольше. Если вы видаете, что ребенок напряжен при выполнении урока, то отставьте в сторону тяжелое задание, а учителю объясните, что малыш не справляется. И это не жутко, а нормально. Ведь главное, чтобы он был не несчастным отличником, а счастливым ребенком!