Когда дети начинают говорить – нормы развития речи

613

Любых родителей, воспитывающих малыша до года, волнует проблема о своевременном речевом развитии. Ведь формирование речи является неотъемлемой частью гармоничной социализации и коммуникации ребенка. В каком году малыш должен начать говорить, что подразумевает под собой понятие «развитие речи» и какие факторы влияют на его формирование рассмотрим в этой статье.

Итак, что же происходит в первые дни и месяцы после рождения.

Речевое развитие от рождения до года

Содержание

С самого рождения ребенка опоясывает множество звуков. Это шелест листвы за окном, звуки природы, шум от бытовых приборов, тиканье часов, различные музыкальные мотивы и многое другое. Но лишь звуки речи из всех окружающих шумов в последствии будут главным инструментом овладения умением сообщать, передавать информацию, побуждать к действию и воспринимать речь на слух. Речевое развитие начинается еще задолго до первых слов, фраз и предложений, а выговор является одним из важных функций в развитии гармоничной личности.

В настоящее время у будущих родителей множество возможностей подготовится к рождению малыша. Миновать обследование во время планирования беременности и ожидании малыша, уменьшить риск патологического формирования и осложнений на этапе пренатального этапа развития ребенка.

Период пренатального развития

Это период, характеризующий зарождение нового организма и всех необходимых для нормального функционирования процессов.

Чем же он значителен для развития речи?

Происходит формирование низшей нервной деятельности, отвечающей за деятельность центральной нервной системы. Эта деятельность устремлена на регуляцию функций внутри организма, на объединение его в единое целое.

Уже на двенадцатой неделе развития плода начинают формироваться безусловные рефлексы: первые сосательные и дыхательные движения. А на 4-5 месяце наблюдается движение конечностей. Потому будущей маме особенно важно заботиться о своём здоровье, правильном питании и режиме дня в первые месяцы беременности, ведь, беспокоясь о себе, она в первую очередь оберегает от нежелательных опасных факторов своего будущего малыша.

Развитие коры вящих полушарий, в которой формируются речевые зоны, начинается с 3-го месяца внутриутробного развития.

После рождения первая сигнальная система новорожденного (органы эмоций: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильное восприятие) находится в зачаточном состоянии, признаки второй сигнальной системы (выговор, её восприятие) отсутствуют. Однако у крохи наблюдаются рефлекторные реакции, которые будут закладываться как основа дальнейшей социализации и коммуникативного поведения. Уже с первых дней существования проявляется реакция на лицо человека, в частности матери. Если такая реакция отсутствует, это может послужить предлогом для консультации невролога. Также на коммуникацию направлен компонент вокализации. Это первый крик – звуковая реакция, свидетельствующий о дискомфорте, призывающий к удовлетворению базовых надобностей.

В первый год жизни ребенка у родителей возникают вопросы о этапах становления физиологических способностей. Не менее важным является психоречевое развитие. Знание особенностей развития высшей нервозной деятельности детей раннего возраста является одним из важнейших условий для эффективной организации процесса воспитания и обучения ребенка.

Рассмотрим подготовительный доречевой этап, который предшествует первым словам и фразам, и является важным фундаментом становления речевых процессов.

Рефлекторный вопль

С момента рождения ребенок проявляет голосовые реакции, далёкие от звуков человеческой речи. Эти проявления имеют значительное значение для координации дыхательного, артикуляционного и голосового отделов речевого аппарата.

Крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на физиологический дискомфорт с физиологической точки зрения. Крик является одной из физических реакций организма в рамках механизма саморегуляции. В нём невозможно выделить отдельные звуки, расшибить на составляющие компоненты.

Рефлекторный крик у младенца

Вокализации новорожденного необычайно вариативны, отличающиеся по своему характеру. Нет двух детей, которые кричали бы равно. Производство звука напрямую связано с работой диафрагмы дыхательного отдела, голосовые связки не участвуют в образовании вокализаций. Голосовая щель при труду диафрагмы функционирует неодинаково: либо спазматически сжата, либо широко открыта. Крик создает предпосылки для появления речевых звуков в грядущем, подобно образованию гласных или согласных. Но, анализируя их, можно выявить, что вокализации бесструктурны, как и звуковые сигналы животных и не имеют ничего всеобщего с гласными или согласными звуками.

Стадия рефлекторного крика и плача имеет важное значение для формирования основных речевых отделов так как она стряпает почву для последующего развития интонации, тембра голоса, активизирует артикуляторный аппарат.

Длительность данной стадии – возле двух месяцев. Данные исследователей выявили любопытные факты проявления вокализаций у младенцев, воспитывающихся в различных условиях: семейство, дома ребёнка. Исследования показали, что с 8-ой недели жизни плач ребенка имеет различия, на частоту и характер вокализаций оказывает воздействие грудное вскармливание, реакция матери на крик, особенности сна детей, ношение в слинге. Наблюдается снижение общего числа криков у детей, получающих своевременную заботу и помещенных в необходимые условия.

Спустя две недели после рождения малыш начинает всё вяще адаптироваться в условиях окружающего мира, ребёнок реагирует на голос говорящего. Он может прислушиваться, переставать кричать при мелодичной колыбельной, поворачивать башку в сторону речи. Затем происходит реакция на интонацию говорящего.

Приходит время следующей стадии речевого развития.

Гуление и гукание

Гуление и гукание ребенка

Эта стадия прослеживается у различных детей с двух до пяти месяцев. Гуление, как и крик с плачем является сутью реализации наследственной программы развития голоса у малюток. Они не предполагают обратной связи и появляются даже у глухонемых от рождения детей. Гуление детей напоминает воркования гулю и представляет собой монотонную вокализацию, фонацию дослогового типа. Гукание проявляется в воспроизведении звукокомплексов, коротких звуковых реакциях, образа: агу, угу, убу, эбн, эбм… Такие звукокомплексы проявляются при выражении положительных эмоций у ребенка. Малыш гулит лишь тогда, когда пребывает в наиболее комфортном состоянии. Гуление развивается на поле связанных с рефлексами дыхания, сосания и глотания генетических предпосылок и в развитии речи выполняют роль тренировки речевого аппарата.

В этот этап продолжает функционировать крик параллельно с гуканьем и гулением. Он преображается во вскрики и плач. В данном случае это выражение негативных эмоций. В ситуациях, когда необходимо выразить недовольство при отрицательном контакте с внешним миром реализуются плач и вскрики. Это может быть испуг, боль, некомфортные температурные обстоятельства.

Малыш развивается и открывает для себя другие интересные голосовые возможности.

Лепет

Этот период отмечается в этап с 4 до 7 месяцев. Ребенком производятся слоговые ряды, похожие на слова, но не несущие смысла, например, баба, дада, гаги, мама. Малыш может выговаривать звуки, несвойственные человеческой речи, различное «щелканье», «бульканье», а также звуки самых разных стилей мира. Этап лепета является эволюцией рефлекса имитации. Здесь имеют место эхолалии – подражательные звуки ребенка, артикулируемые неосознанно. При этом малыш может подражать самому себе, такое явление называется аутоэхолалией. Во время лепета центральная нервозная система малыша помимо аутослуховых получает комплекс кинестетических сигналов при движении мышц артикуляционного аппарата. Совокупность кинестетических и аутослуховых раздражителей является базой для возникновения выговоры и в центральной нервной системе появляются звукокомплексы «перворечь». Когда складываются собственные кинестетически-слуховые комплекса, малыш узнаёт их в выговоры взрослых и интенсивно повторяет на подражательной основе. Если ребенок не артикулировал какие-либо звукокомплексы, они не остаются в его речевой базе, соответственно кроха не слышит их в выговоры взрослых и не повторяет. При возникновении лепета также проявляется явление эхопраксии, при котором ребенок благодаря зрению перенимает артикуляцию взрослых.

С последующей речевой практикой отличаются отдельные звуки окружающей среды и остаются близкие к речевым. К полугодовалому рубежу у крохи представлены особенности фонетики родимого языка. Американские ученые установили этот факт в исследованиях лепета детей англоязычных и азиатских стран. Эксперимент был представлен в американском учебном заведении, где китайским и американским студентам было предложено отличить лепет своих земляков.
Лепет у детей
Отличием от предыдущего этапа является труд не только артикуляционного аппарата, но и слухового анализатора. Ребенок повторяет слоговые образования, или слоги, так как эхолалии на стадии лепета воспроизводятся на слоговом степени.

Принимая похожие слоговые конструкции за слова, взрослые хотели бы думать, что малыш связывает их с близкими родственниками: мама, папа, баба, но подобные слоговые оболочки встречаются в различных языках и отличаются по значению.

Лепет возникает при взаимосвязанной работе речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов. Поэтому наиболее значимую роль играет весть, позволяющий ребенку дифференцировать окружающую речь и сравнивать со своей на бессознательном уровне. Родителям необходимо тщательно наблюдать за развитием органов слуха и зрения ребенка в этот момент, так как недостаток их работы может привести к необратимым или сложно устранимым дефектам развития выговоры.

В дальнейшем пути по мере развития малыш постепенно перенимает элементы речи, такие как интонация, ритм, темп.

Речевая активность ребенка в 8-9 месяцев позволяет копировать незнакомым звукам. Если спросить малыша где мама или папа, он уже способен указать на них, а также проявляется реакция на собственное имя. Дитя произносит слоги па-па, ба-ба, ма-ма, подражая взрослым, но в реальной жизненной ситуации еще не связывает их с образами, при взаимодействии с опоясывающими.

К девяти – одиннадцати месяцам малыш может иметь в пассивном словаре названия нескольких предметов, реагирует на своё имя, соображает слова, связанные с режимными моментами и постепенно его деятельность, становится регулируемой взрослыми.

К 1 году появляются первые осознанные слова, причём, это не непременно должны быть полные и правильно оформленные формы слов. Это может быть: “би-би”, “ко-ко”, “му”. Малыш может сообщать: «Мама и папа».Главное, что у крохи какой-либо предмет, действие, ситуация или явление природы имеют звуковое отображение. И в последующем речевом эксперименте при нормальном развитии формируется словарный запас, как пассивный (то, что ребёнок понимает), так и активный (то, что воспроизводит сам). Рассмотрим в таблице, в каком году начинает говорить ребенок и как меняется словарный запас с каждым месяцем от года до трёх лет.

Речевое развитие дитя 1-3 года

Логопед-дефектолог для развития речи малыша

Возраст ребёнка Речевые возможности
1 год Малыш знает употребляет несколько лепетных слов, например: “мама, папа, баба, ам, ав…” Также пополняется инертный словарь. Ребёнок уже знает название предметов, используемых в быту, названия некоторых животных, понимает имена всех членов семейства.
1 год, 3 месяца Активный словарный запас увеличивается до 30-40 слов. Причём, уже возможны построения двухсловных предложений, так: “ляля бух”, “папа дай”, “мама ам”.
1,5 года 40-50 слов, крохе легко повторить за взрослым часто повторяющиеся слова, является больше фраз.
1,5-2года Количество слов и фраз растёт. Ребёнок уже способен многое выразить словами. Малыши в этом году могут договаривать слова и обрывки слов при прочтении взрослыми детских рифмованных стишков, песенок, прибауток.
2 года В норме лексикографических запас достигает до 200 слов. Вместе с существительными появляются и глаголы, и слова связки, и прилагательные. Появляются трёхсловные предложения.
2 года, 3 месяца Малыш может деятельно разговаривать, начинает пользоваться словоизменением, словообразованием. Распространяет предложения, пробует добавлять в них неиспользуемые ранее слова
2 года, 6 месяцев 200-300 слов. Кроха может сообщать предложениями, задавать вопросы. Сохраняются трудности звукопроизношения, нарушены шипящие звуки (ш, ж), свистящие (с, з), сонорные (р, л). Это является безотносительной нормой для этого возраста.
3 года 1000-1500 слов. Речь ребёнка достаточна ясна и понятна, предложения всё еще вводят аграмматизмы, но малыш уже может воспроизводить стишки, петь песенки и является полноценным участником семейных бесед.

Разумеется, приведённые примеры сильно усреднены и возможно отражают данные лишь части детей, развивающихся нормотипично. Отклонения в лексикографическом запасе на пару-тройку месяцев не несёт в себе возможных опасений. Но можно отметить, что ребенок в полтора года уже должен выговаривать нестойкие простые фразы из двух слов. Возможно количество слов в запасе и не будет таким, как приведено в таблице. К двум годам малыш может употреблять звукоподражанием, но их количество также должно постепенно увеличиваться.

Причины для беспокойства

Следующие признаки могут быть подсказкой маме, что пора проконсультироваться со специалистом:

  • если в годик дитя не понимает обращенной речи (не оборачивается, когда окликают; не обращается к Вам со словом: “мама”);
  • к 2 годам не может показать на картинке неплохо знакомые предметы, зверей, природу. (Например, «где котик»?);
  • после 2 лет не взаимодействует с другими детьми;
  • в 2-3 года не выполняет простейшие мольбы (Например: возьми мяч и подай мне);
  • после 3 лет не выговаривает большинство звуков, сильно перекручивает все слова, не понимает простых проблем и не может связать 3-4 слова.

Если крохе вот-вот стукнет 2- 2,5 года, а он не планирует подчиняться общепринятым нормам, необходимо выяснить вина, в следствии которых речевое развитие не наступает. Это может быть расстройства, вызванные различными факторами: социальными, физиологическими и психическими.

  • проблемы, связанные с органами вести: возможно, что у малыша не выявлены нарушения слухового аппарата;
  • артикуляционные дефекты: недостаточность подвижности мышц языка, тонус, или навыворот, гипотония, укороченная подъязычная связка;
  • психоэмоциональные растройста: негативизм, проявляемый к общению, насильственные попытки родителей принудить произносить первые слова;
  • гиперопека: у ребенка не возникает необходимости пользоваться речью, а в случае, если имеются какие-либо артикуляционные проблемы, малыш избегает речевых контактов, так как у него всё, что необходимо появляется всякий раз, как только он намекнёт. И совершенно не обязательно при этом использовать устную речь;
  • отсутствие внимания со сторонки родителей: использование различных гаджетов, затрудняющих бурную мозговую деятельность, требующее примитивных движений;
  • неблагополучные обстоятельства воспитания: скандалы, крики, громкие звуки вокруг, испуг;
  • органические поражения речевых зон головного мозга: в последствии этого может иметь место алалия, дизартрия. Различные проявления данного вида проблем обуславливаются тяжестью повреждения и локализацией разгромы;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности: неврологическо-поведенческое расстройство развития;
  • аутизм – диагноз, который достаточно сложно поставить в этом году, из-за схожести поведенческих реакций детей с аутизмом и нормотипичных детей.

Важно! Главное условие решения любых проблем является их своевременное выявление. Чем ранее родители замечают несоответствия речевого развития норме, тем легче устранить проблему или сделать её гораздо менее приметной и не мешающей дальнейшему развитию малыша.

Как помочь ребенку?

В 2 года выявить большинство отклонений поможет невролог, какой в свою очередь порекомендует других специалистов, необходимых для диагностики. Это и отоларинголог, и сурдолог, и стоматолог. В случае дефектов органов артикуляции, так, укороченной подъязычной связки, необходима консультация хирурга. Также немаловажное значение имеют такие педагогические сотрудники, как логопед, дефектолог, психолог.

[embedded content]

В таком юном году, малыш может получать педагогическую помощь через маму. Возможно крохе показан логопедический массаж. В этом случае специалисты продемонстрируют маме, какие зачисления можно использовать, чтобы помочь и не навредить ребенку.

Советы родителям

Главное, что должно соблюдаться в семье, где вырастает малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

В процессе воспитания достаточное число времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жития младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова отчетливо, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими манерами звуков и слышимыми эталонами.

Мелкая моторика для развития речи

Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сновидением, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием выговоры. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего года, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

Также не стоит забывать о гуляниях на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная выговор не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его. Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вырванное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект.

Родители должны ведать, что наиболее благоприятный и чувствительный период речевого развития до трёх лет. Если у ребенка не наступают изменения в развитии выговоры к трём годам, не стоит надеется на слова знакомых: “Многие не разговаривают до 3-х лет” или “Кто-то тоже не разговаривал до трёх-четырёх лет, а после заговорил и совершенно нормально развивался”. Необходимо обращаться к специалистам и искать проблемы не наступления речи, так как задержка речевого развития (ЗРР) тянет за собой множество вторичных проблем, таких как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, а в последующем школьном году – дисграфию и дислексию, которые сложны в коррекционной работе. Наблюдение за развитием малыша и своевременное принятие мер – главная долг любящих родителей, в процессе воспитания ребенка.
[embedded content]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here