Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте

341

5 лет почитается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.

Содержание

1. Физическое развитие

Рост и вес детей 5 лет

Мальчишки Девочки
Рост (см)
110,0 109,4
Вес (кг)
18,3 18,2

Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.

1.1 Моторное развитие

Движение – это природная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные гуляния. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, хореографических и танцевальных студиях.

Перестраиваются сердечно – сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физиологические упражнения возрастает до 25 минут.

1.2 Навыки самообслуживания

К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может поддержать другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.

2. Физическое развитие

Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте

Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчишка или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.

Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения демонстрируют различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчишек – правое, координирующее пространственно-образные представления.

В мышлении:

Девочки Мальчики
– мыслят более точно и целостно;
– больше конкретизируют;
– вселяемы;
– тщательны в мелочах;
– подробно излагают;
– субъективны в оценках произошедшего;
– все неизвестное вызывает настороженность;
– при выполнении задания спрашивают четко поставленной цели и конкретизации.
– видят суть;
– производят обобщения;
– любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное;
– почти не обращают внимания на качество выполнения;
– незнакомые ситуации воспринимают позитивно;
– обожают разнообразие;
слабо организованы.

Речь:

Девочки Мальчики
– имеет предметно-оценочный характер;
– наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями.
– заполнена глаголами и междометиями;
– используются обобщения.

В применении норм поведения:

.

Девочки Мальчики
– с удовольствием подчиняются общепринятым правилам;
– обожают подражать авторитетным для них взрослым;
– любят брать на себя роль наставников;
– быстро адаптируются к новой обстановке.
– не держатся авторитетов;
– преобразовывают все вокруг себя;
– неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности.

3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний дитя

Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

3.1 В области «Окружающий мир»

Знает:

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, присела;
  • название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
  • о важности солнца, воздуха и воды для существования;
  • виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.

Умеет:

  • определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • мастерить обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).

3.2 В области элементарной математики:

К пяти годам дитя научился:

  • сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
  • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • группировать объекты по цвету, размеру, форме;
  • понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
  • называть времена года, их приметы, последовательность.

Чему следует научиться.

Сформировать понятия:

  • о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
  • о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
  • о еще одной геометрической фигуре – овал.

Научиться:

  • уравнивать две группы объектов (+1 и -1);
  • отсчитывать заданное количество предметов (до 10) из большого количества;
  • познакомиться с цифрами от 1 до 9;
  • понимать, как составить число 5 из колов;
  • соотносить фигуры объемные (шар) и плоскостные (круг);
  • выкладывать предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (от низкого к рослому), по ширине (от узкого к широкому);
  • сравнивать на глаз предметы по показателям высоты, ширины, объема;
  • проверять сравнение линией наложения и приложения;
  • ориентироваться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра», а также «сначала», «после»;
  • называть времена года, части суток, дни недели.

В области элементарных математических представлений рекомендуются «Танграм», пазлы, сортировщики, несложные головоломки, игры с цифрами до 5, различные «Путаницы» (Какой цифры не стало?), составление узоров из геометрических конфигураций, «Скажи наоборот» (ручей узкий, река широкая), «Найди лишнее» и другие.

ВНИМАНИЕ! До достижения дитятей 7 лет игровая деятельность является ведущей. Поэтому не надо говорить ребенку: «Пойдем заниматься». Надо призывать его пойти поиграть. Излишний дидактизм может уложить в ребенке желание и стремление к школьному обучению.

3.3 В области развития речи

К пяти годам ребенок полностью овладевает складной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ! Звуковая сторонка речи – важный показатель для дальнейшего школьного обучения. Если ребенок в 5 лет пропускает или заменяет звуки, «проглатывает» слова, не может выстроить грамматически правильное предложение, следует срочно обращаться к логопеду. Тянуть нельзя!

Нервная система дошкольника пребывает в стадии формирования. В коре головного мозга формируются нейронные связи, какие закрепляют звукопроизношение. Корректировать речевые патологии надо, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7 лет исправить речевые недостачи будет гораздо сложнее, коррекция займет намного больше времени.

Пятилетка может:

  • называть любимые литературные созданья и фамилии некоторых авторов;
  • рассказать короткую сказку, не изменяя последовательности сюжета;
  • заучивать наизусть и выразительно декламировать куцее стихотворение в 8 строчек и более;
  • исполнять роли в драматизации знакомых сказок, стихотворений;
  • составлять последовательный рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • составлять небольшие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Дед Мороз дары потерял»);
  • подробно пересказывать знакомые рассказы и сказки;
  • определять место звука в слове;
  • сравнивать слова по длительности;
  • на весть определять слово с заданным звуком;
  • принимать участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
  • высказывать свою точку зрения (согласен или не согласен);
  • в беседе использует все части речи;
  • подбирает к заданному существительному прилагательные;
  • находит синонимы к заданному слову (красивый – отличный).

Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:

  • «Подбери вопрос – кто? или что?» на определение живого и неживого;
  • «Угадай скот по признаку» (белый, маленький, пушистый – это заяц);
  • «Порядок в квартире» на соответствие предмета его месту;
  • «Письмо бабушке» – составление складного рассказа;
  • «Огород» – классификация фруктов, овощей и ягод по видовому признаку;
  • «Подбери красивые слова» – подогнуть прилагательные к существительному «яблоко» – красное, круглое, вкусное, полезное;
  • «Путешествие в азбуку» – знакомство с литерами.

Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются общенародные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.

Рекомендуются к прочтению созданья Э. Успенского, «Буква «Ты» и другие рассказы Л. Пантелеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Домовенок Кузька» Т. Александрова, «Трям, здравствуйте!» С. Козлова, «Сипсик» Эно Рауд.

Можно каждодневно читать по одной главе из «толстых» книг. Это «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, “Приключения Чиполлино” Дж. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Тучного, «Конек – горбунок» П. Ершова, «Повести о Малыше и Карлсоне» А. Линдгрен.

Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в ребяческую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим товарищем малыша.

4. Социализация

Социализация ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Ребята – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.

Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут подавать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек развеселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.

Дети эмоционально откликаются на выходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.

Пятилетки стремятся осуществлять посильную поддержка по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, какие можно поручить пятилетнему хозяину:

  • собрать постель;
  • посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по пунктам);
  • оплата мелких покупок;
  • уход за питомцами (кормление и уборка);
  • помощь в сервировке стола;
  • помощь в уборке незапятнанного белья в шкаф;
  • полив домашних растений;
  • умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.
[embedded content]

5. Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в 5 лет

Рисование, лепка, аппликация – это излюбленные занятия дошкольников.

В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с дитятей увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (зодчество и дизайн).

Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к излюбленным произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.

Юный художник может:

  • задумывать сюжет и название своему рисунку;
  • употреблять красками, мелками, фломастерами, карандашами;
  • использовать цвет для передачи настроения;
  • передавать форму и цвет предметов в рисунке;
  • композиционно располагать основное в центре изображения, второстепенное – по краям;
  • смешивать цвета;
  • ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, сырого песка;
  • конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
  • соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.

6. Музыкальное творчество

Музыкальное творчество ребенка в 5 лет

Музыка возбуждает эмоциональный отклик у каждого ребенка. Любимые классические произведения пятилеток для прослушивания – пьесы из «Детского альбома» и альбома «Поры года» П.И. Чайковского, народные песни.

Дети с удовольствием поют доступные песни, танцуют под музыкальное сопровождение, могут сочетать танцевальные движения с пением, умеют передавать голосом и движением нрав музыкального звучания. Им знакомы понятия: «громко – тихо», «быстро – медленно», «грустно – весело».

Пятилетки играют на ребяческих музыкальных инструментах – трещотках, ксилофонах, металлофонах, барабанах. Можно познакомить малыша с понятием «оркестр» и его звучанием. Ослепительной иллюстрацией к беседе об оркестре послужит произведение «Петя и волк» С. Прокофьева.

7. Режим дня

Режим дня детей в 5 лет

Детям 5 лет рекомендуется дневной сон длительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).

8:00-8:15 пробуждение, гигиенические процедуры
8:15-8:45 утренняя зарядка
8:45-9:15 завтрак
9:15-10:30 развивающие дела
10:30-12:00 прогулка
12:00-12:30 подготовка к обеду
12:30-13:00 обед
13:00-15:00 сон
15:00-15:30 подъем, одевание, гигиенические процедуры
15:30-16:00 игры, общение с взрослыми
16:00-16:30 полдник
16:30-18:30 гулянье
18:30-19:00 игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов
19:00-19:30 ужин
19:30-20:30 общение с взрослыми, чтение книжек, игры
20:30-21:30 водные процедуры, подготовка ко сну
21:30-8:00 ночной сон

8. Питание

Питание ребенка в 5 лет

Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, заостренные и жареные блюда, натуральный кофе.

Примерное меню на 3 дня

Понедельник

Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и влажном.

Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.

Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.

Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.

Вторник

Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.

Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.

Полдник: пирожок с повидлом, молоко.

Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.

Окружение

Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.

Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.

Полдник: ватрушка, молоко.

Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.

Что почитать

На нашем сайте кушать много других полезных статей, которые могут вас заинтересовать:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here