Десять месяцев – одна из круглых дат на первом году существования вашего малыша. Ребенок с каждым днем все больше осознает мир и осваивает навыки. Он уже может править мышцами ног и ступней, способен выдерживать свой вес, стоя на полу и обучается вставать, придерживаясь за что-либо руками. В 10 месяцев кроха влечётся быть самостоятельным и проявляет характер: он настойчив в достижении своих мишеней и громко возмущается, если взрослый препятствует его маленьким планам.
Содержание:
Рост и развитие ребенка в 10 месяцев
В этом году есть заметные изменения, по сравнению с развитием в предыдущие месяцы. Десятимесячный малыш весьма подвижен и много двигается, благодаря чему привес в массе тела по сравнению с предыдущими месяцами жития начинает уменьшаться. Вес и рост в десятом месяце таковы – у ребенка прибавляются возле 1,5 см в длине тела, а в массе цифра подрастает на 300 – 450 г. Итого к этому возрасту младенец имеет среднюю массу тела 8,5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 70 – 73 см (± 3 см).
Таблица основных параметров физиологического развития детей в 10 месяцев
Параметры развития | Примерные показатели нормы | |
---|---|---|
девочки | мальчишки | |
Рост, см | 69 – 74 | 71 – 76 |
Вес, кг | 8,2 – 10,8 | 9,2 – 11,5 |
Окружность головы, см | 45 – 46 | 46 – 47 |
Окружность груди, см | 43 – 44 | 44 – 45 |
Размеры большого родничка, мм | 12 – 14 | |
Образцовое кол-во молочных зубов |
Основные навыки 10-месячного малыша
Дитя в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш отлично понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книжку или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить ослепительную эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:
- услышав о предстоящей гулянию, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
- с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
- огорчается или даже злится, если у него не сходит сделать что-то самостоятельно;
- пугается, если слышит громкий или незнакомый ему звук.
Различия в развитии мальчиков и девочек
Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с приметной разницей, – то, что должна уметь юная леди в этом году, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные отличия между мальчиками и девочками.
Развитие девочек сопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обыкновенно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ластиться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладоше, чтобы ходить с поддержкой. В то же время они чаще мальчиков проводят пора за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, перелистывают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться употреблять ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.
Развитие мальчишек проходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц мастерят первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных мишеней. Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют поддержка со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужа уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Но усидчивости и терпения у них недостаточно, потому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы):
Основные навыки десятимесячных малышей:
- всходить на ножки и стоять без опоры;
- садиться без поддержки из положения стоя;
- хватать и держать любые предметы, используя обе руки;
- освоить щипковое хватание объектов двумя пальчиками;
- ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
- переминаться, держась руками за каталку (подвижную опору);
- слезать с кровати и дивана, спуская ножки книзу, также забираться на поверхность;
- открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
- по мольбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
- совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
- пробовать копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
- ходить по кроватке, придерживаясь за её бортики, в ней же пытаться приседать.
Нейро-психомоторное развитие на десятом месяце существования
Кроха в 10 месяцев стремится не только подражать действиям взрослых, но и повторять услышанные им новоиспеченные сочетания звуков. Большинство малышей уже порадовали мам и пап первыми осознанными лепетными словами, обыкновенно это «ма-ма», «ба-ба» и «па-па». Грудничок, тренируясь, комбинирует между собой различные слоги и иногда из его уст можно услышать целые фразы, но пока еще не тащащие смысла для окружающих.
Речь | У малыша появляются отдельные осмысленные слова-слоги. Нередко можно услышать от ребенка знакомые ему звукоподражательные цепочки слов: «би-би», «ма-ма», «дада». |
Весть | Узнает и радостно реагирует на знакомые звуковые мелодии. Различает звуки, выпускаемые разными предметами (звонок телефона, трель будильника и т.д.) |
Зрение | Наблюдает за поступками взрослых, реагирует улыбкой на улыбку. Ищет и показывает на предметы, наименованные мамой. |
Эмоции | Реагирует на запрет («нельзя!»), общается при поддержки жестов. Проявляет недовольство. |
Моторика | Вкладывает пальчики в отверстия, тонкие предметы хватает двумя-тремя пальчиками (пинцетный захват). Может недолго стоять без опоры. |
Игра | Играет в игрушки в соответствии с их ровным назначением – катает машинки, издавая при этом звуки; бросает мячик; болтает куклу. Может занять сам себя игрой на 20-30 минут. |
Режим дня десятимесячного ребенка
В десять месяцев малыши почивают ночью до 10 часов, а днем у детей сохраняются как минимум два сна длительностью по 1,5 – 2 часа. Все зависит от биоритмов конкретного ребенка: кому-то комфортнее ложиться пораньше и спозаранок вставать, а некоторые любят укладываться попозже и дольше спать по утрам. Дневной сон в этом случае, соответственно, будет в различное время у этих малышей.
Время (в часах) | Элемент режима |
---|---|
6.00-10.00 | Пробуждение, гигиенические процедуры, первоначальный прием пищи, утренняя гимнастика |
10.00-10.30 | Второй прием пищи |
10.30-12.00 | Сон |
12.00-14.00 | Гулянье на свежем воздухе |
14.00-14.30 | Третий прием пищи |
14.30-15.30 | Период бодрствования, игр и чтения с мамой |
15.30-17.00 | Сон |
17.00-18.00 | Бодрствование, развивающие игры, деятельный досуг |
18.00-18.30 | Четвертый прием пищи |
18.30-20.30 | Прогулка на свежем воздухе |
20.30-22.00 | Покойные игры, расслабляющий массаж, вечернее купание |
22.00-22.30 | Пятый прием еды |
22.30-6.00 | Ночной сон |
Купание и гигиена малыша
Купание ребенка в 10 месяцев по-прежнему надлежит быть ежедневным. Малыш с удовольствием проводит время в воде, потому время купания можно смело увеличивать до получаса. Многие малютки настолько активны, что отказываются купать сидя в стульчике – они поднимаются и ходят по ванной, держась за бортики. Родителям стоит следить за температурой воздуха в помещении, особенно в морозное время года. Если в ванной не жарко, то нужно предлагать ребенку периодически садиться в воду и резаться, чтобы не замерзнуть.
Гимнастика с ребенком
Физические упражнения необходимы для укрепления мышечного аппарата крохи. Каждодневно занимайтесь гимнастикой с малышом. Уделяйте больше времени упражнениям для развития ползания и предстоящего умения ходить:
- упражняйте приседания и вставания (с поддержкой);
- помогайте крохе освоить ходьбу на четвереньках;
- стимулируйте ходьбу с поддержкой за ручку;
- продолжайте выполнять сгибания и разгибания ручек и ножек ребенка после пробуждения, как и в предыдущие месяцы.
Стол младенца в 10 месяцев
Время первого прикорма уже постепенно завершается. Малыш с любым днем все больше переходит на питание с «общего стола». За 1 кормление дитя съедает в среднем 250 мл. Грудное молоко и адаптированную смесь кроха продолжает получать перед сновидением и после него, а также после некоторых кормлений (вместо воды или сока). В рационе грудного ребенка сохраняется возле 600 мл молочных продуктов в сутки. Продолжается введение новых продуктов столы в меню.
Примерная схема введения продуктов для прикорма детям 10 месяцев | |
---|---|
Фруктовое пюре, мл | 80-90 |
Овощное пюре, г | 60-70 |
Каша, г | 150-180 |
Творог, г | 40-50 |
Желток, шт | 0,5 |
Мясное пюре, г | 50 |
Кисломолочные продовольствие, мл | 100 |
Цельное молоко, мл | – |
Фруктовые соки, мл | 60-70 |
Рыбное пюре, г | 5-25 |
Пшеничный хлеб, г | 5 |
Печенье ребяческое, сухари, г | 5 |
Растительное масло, г | 5 |
Сливочное масло, г | 4 |
Питание 10-месячного малютку должно быть сбалансированным и легкоусвояемым. Пища готовится преимущественно отварная, желательно на чету, жареное исключается вовсе. Помните, что развитие и питание ребенка взаимосвязаны. Если у ребенка уже кушать зубки, то важно стимулировать у него жевательный процесс. Для этого необходимо предлагать крохе небольшие кусочки мягких отварных овощей или свежих фруктов с изнеженной мякотью (банан, персик). Пюре можно готовить с помощью толкушки или вилки без использования блендера.
Вот так выглядит меню одного дня для ребенка на десятом месяце существования:
Прием пищи | Что едим |
---|---|
06.00 | 200 г грудного молока или адаптированной смеси |
10.00 | 150 г каши, яйцо половиной желтка, 30-40 мл яблочного пюре, 30 мл яблочного сока |
14.00 | 30 мл овощного бульона, 150 г овощного пюре, 40 г мясного пюре, 60 мл яблочного сока |
18.00 | 150 мл кефира или кисломолочной смешения, 30 г творога, 50 г яблочного пюре |
22.00 | 200 мл грудного молока или адаптированной смешения |
Развивающие игры с дитятей в 10 месяцев
Для десятимесячных младенцев игра – не просто порция симпатичного развлечения вместе с родителями. Благодаря игровым занятиям, дети этого года осваивают множество полезных навыков, которые важны не меньше, чем свежий атмосфера или здоровое питание.
Развивающие игры для малыша в 10 месяцев: применяем на практике (видео):
[embedded content]
Особое внимание уделяйте двигательному эксперименту, ведь чем больше его будет у малыша, тем быстрее и увереннее он сделает свои первые шаги.
Двигательные игры | «Мячик». Ребята в 10 месяцев еще не умеют ловить предметы, но несмотря на это, игры с мячом весьма полезны для грудничков. Пусть кроха сам бросит мячик, покатает его ручками или нерешительно «футболит» ножкой по вашему примеру. Благодаря играм с мячом у малышей развиваются ловкость и пространственное мышление.
«Марафон». Если малыш умеет ползать, то для его можно придумать такое забава – пусть ребенок под вашим контролем проползает через препятствия. Так, чтобы завладеть пультом от телевизора, малышу нужно проползти под стулом, перелезть сквозь обруч и догнать катящуюся по полу машинку. |
Игры для сенсорного развития | «Распаковка». На глазах у крохи заверните игрушку в бумагу. Затем предложите малышу открыть её. Аккуратно разворачивать предметы дети в этом возрасте не умеют, потому упаковка будет безжалостно разорвана ребенком, чего, собственно, мы и домогаемся – это занятие отлично развивает мелкую моторику рук и зрительное восприятие.
«Сортировка». Подготовьте перед игрой два ведерка и объекты, отличающиеся между собой по размеру (или цвету). Вместе с ребенком раскладывайте махонькие предметы в одно ведерко, а большие – в другое. |
Игры на взаимодействие | «Лики». Вырежьте из журналов или распечатайте изображения детей с разными эмоциями – смехом, усмешкой, плачем, грустью и т.д. Прикрепите картинки на стену или магнитами на холодильник. Рассматривайте лики вместе с малышом и рассказывайте ему об эмоциям, изображенных на них. Покажите пару из них на своем образце.
«Пальчиковый театр». Для игры понадобится парочка пальчиковых кукол – их можно как обзавестись, так и сделать самим. Одна предназначена для взрослого, вторая для ребенка. Пускай ваша куколка поздоровается с малышом, «спрячется» за спиной и покажется вновь, потанцует. Наденьте на пальчик крохи его куклу и разъясните, как она может здороваться, прятаться и появляться вновь. |
Речевые игры | «Соотношение». Покажите малышу какую-либо игрушку, например, куклу. Затем спрячьте её, и положите перед дитятей рисунок с изображением предметов, среди которых есть такая же кукла. Дитя должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить предмет с его изображением.
«Прищепки». Прикрепите легкие пластмассовые прищепки к своей платью и одежде малыша. Покажите крохе, как их снимать. Пусть ребенок обучается стаскивать их самостоятельно, а задача взрослого в этот момент – называть детали платья, с которых снимаются прищепки. По аналогии можно поиграть с кружками из бумаги и долями тела. |