Как научить ребенка читать: правильные и быстрые способы

507

Научить ребенка складывать литеры в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком линии от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные проблемы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Обучаем читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, наилучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать дитя стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это сообщает только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует цельный ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые значительные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм выговоры, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает несложные в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный резерв, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои думы;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки выговоры, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Независимая ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верхотура/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет увлекательно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет демонстрировать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неверно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Популярные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка декламировать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление, каким собственно способом родитель будет это делать. Рассмотрим несколько известных методик, какие помогут определиться с выбором способа обучения.

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению цельными словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея заключается в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем несложных слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, какая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка декламировать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей престарелее 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легковесно закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в ребяческих садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В этой методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Так, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может заключаться из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика весьма распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Обыкновение дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и задерживать чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с поддержкой восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных красок с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения литеры в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в ребяческих садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный итог за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном пункте.

5 важных советов о развитии навыка чтения у ребенка

Мамам и папам, влекущимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть весьма деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не исчез интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными рекомендациями. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Азбука с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, наименование букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в ребяческой памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Вводите время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в подобный подаче буквы запоминаются играючи.

Обучение ребенка чтению по слогам

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это основной процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Невеселые занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, дитя может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и дитя усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь любой день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они миновали безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем отведать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных литеров? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и итог не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, каким в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книжек. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, ребяческая художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение махонького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а увлекательная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что дитя знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он неплохо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. учите звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Лишь после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Детальное видео с советами от педагога – учимся читать:
[embedded content]

Первые шаги к чтению: знакомство с литерами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книжкам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к азбуке. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Дитя довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет быть яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответственный звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш скорее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с литерами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания литеров алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с литерами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть объектов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к литерами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный азбука. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Макароны-алфавит

Магнитные забавы

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения литеров в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, попросту прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже кушать 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные литеры в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Переловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она вылита на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в отворённом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое несложное слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совсем немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания литеров можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Изучение букв и слогов

Освоение принципа чтения по слогам

Обыкновенно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется пора, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы поддержать малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, заключающихся только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подогнуть иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец возлежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочесть надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Непременно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не страшитесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первоначальный звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, обучаться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть дитя «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за длань – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» довольно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении тяжелого для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет гораздо быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочесть его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к вытекающему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Читаем и учимся

Большинство азбук для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового смыслы, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на житье, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совсем не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Рекомендация! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не пуще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно обучать ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения спрашивает усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книжках, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Вяще общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную выговор.

Мама учит ребенка читать

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их верное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения литеров Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте совместно с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть ослепительными и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них звериными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: сферы с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Так, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом сфере слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку необходимо составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша разрешила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг наскочил сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она желала подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв верные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, так:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

***

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

***

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Отыщи загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из различных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», отыскать «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское забава. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально скорой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– тянула, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, длань, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» весьма интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большенном слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Резон игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит кругом себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на любой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить литер рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры необходимо написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка заключается в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под какой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, отыскать ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения литеров можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с литерами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными литерами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет именовать для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно обзавестись или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во пора игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его линии. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто скорее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов есть перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп выговоры (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов этой игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на избранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить отыскать в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка декламировать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же пора недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это пора можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой конфигурации, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: укрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного линии. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход развеселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия звериных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, мураву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «насытить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть излишней слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с наименованиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и махонький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большенный) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них вящие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, прочие слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и квашеные, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних звериных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами представите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть дитя прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем обыкновение читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с экспериментом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):
[embedded content]

Собственный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Популярное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет нередко видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение сделается частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это увлекательно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Ослепительные иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям значительны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и увлекательнее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух декламировать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять вяще интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке излюбленной книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочесть. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или другая книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу избрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, разумеется же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в ровном смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совершенно лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и сурово подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here